Становление информационной Галактики де-факто соединяет информационную культуру с кодами локальных цивилизаций, несущих в себе различные религиозные конфессии.
Идея соединения различных конфессий в единое целое, а вместе с тем и объединение церквей, высказывавшаяся на переломе XIX и ХХ вв., сегодня обретает новый смысл в контексте современного цивилизационного процесса. Традиционные религии так или иначе определяли конечную цель мира. Такое определение позволяло фиксировать действительную значимость событий жизни не с относительных, а с абсолютных позиций, которые уравнивали всех. Это предполагало наличие Универсального Субъекта, который как бы был и в то же время которого никто не видел.
В современной цивилизационной эволюции реально возникает универсальный субъект – носитель универсальной энтелехии.
Историче
...
Читать дальше »
|
Проблему отношения гуманитарного знания и информации, их взаимодействия и влияния на эволюцию цивилизации можно было бы рассматривать как частный случай отношения знания и информации в контексте информации как «свернутого знания». В этом случае проблема состоит лишь в том, чтобы добиваться соответствия информации содержанию знания, фактам и принципу полноты, решать технические проблемы обработки полученной информации, структуры ее размещения в базах данных, обеспечения комфортного доступа к ним со стороны пользователя. Все это составная часть естественного и постоянного процесса развития и совершенствования информационной инфраструктуры современной цивилизации.
...
Читать дальше »
|
Символаты информационной культуры – информационная инфраструктура, видеоряд и метаобразование – это, в своем единстве, новый цивилизационный код. Носителем кода становится информационное сообщество.
Идентичность членов информационного сообщества определяет его дух, обусловливающий его целостность. Эта целостность «парит над национальными, региональными, конфессиональными, этническими и иными особенностями.
Реалии жизни информационного сообщества подталкивают к тому, чтобы рассматривать традиционные формы духовной идентичности как формы ложного самосознания.
Однако как определять ложность или истинность духовной идентичности, выражающей код цивилизации? Груша и яблоко различны – они имеют разную форму и разный вкус. Но разве мы можем сказать, что яблоко – это истинный плод, а груша – ложный?
Цивилизационную истинность
...
Читать дальше »
|
Интеллектуальные лидеры неоднократно оповещали общество, что они знают истину и знают, куда нужно вести дело. И народ с доверием воспринимал эти самоуверенные заявления.
И каждый раз Россия оказывалась в ситуации социально-экономической катастрофы. Если раньше духовные лидеры, когда они шли к власти, говорили о глубинной мудрости народа, то теперь после всех осуществленных глубинных преобразований они все чаще говорят о духовной «болезни» народа.
Реформации в России всегда возникают как следствие бескомпромиссной борьбы со злом. Но поскольку то, что определяется как зло, составляет саму ткань жизни, борьба со злом оборачивается и борьбой с российской жизнью.
В этой борьбе и за
...
Читать дальше »
|
Когда пытаются рассматривать Россию по аналогии со странами Запада, то обычно выделяют некие сходные элементы и на этом основании полагают, что и Россия и Запад подчиняются общим правилам цивилизационной эволюции.
Но сопоставлять нужно не отдельные элементы, а цивилизационное целое Запада и России.
Умение видеть целое является предпосылкой и определения общих целей, формирования целого, управления его эволюцией.
По отношению к обществу целое не следует понимать как нечто данное эмпирически. Так, например, дом – это целое. Вы должны предпринимать действия по его ремонту, отоплению, освещению, водоснабжению и т. д., и в этом случае он будет нормально функционировать как целое, как дом, в котором можно нормально жить.
Аналогичным образ
...
Читать дальше »
|
Культурологический подход отличается от философского тем, что он не выходит за границы феноменальной реальности. И в этом смысле он сохраняет свой научный статус, давая реальные ориентиры личности в ситуации информационного сообщества.
Это – ориентиры на основе картины жизни в субъект-объектном феноменальном мире.
Первый вопрос, на который следует ответить в этой связи, – это вопрос о реальности пространства и времени феноменального мира.
Является ли адекватной методология гуманитарного знания, различающая мир универсума и жизненный мир человека? Ведь кажется очевидным
...
Читать дальше »
|
Локус и Топос
Локус несет в себе историческую информацию, которая делает его для своего обитателя естественным и понятным Домом. Дом – это Среда,близкая для человека; она воспринимается как его собственное продолжение. Она определяет особое, священное отношение к Почве.
Локус – это не пустое, а «заполненное» информацией место. Эта «заполненность» определяет правила поведения индивида в данном локусе. «Переполненность» информацией, диктующей правила жизни в семье, в общине, в стране, может восприниматься и как отсутствие свободы. С этим связано тяготение к «пустым» местам.
Существуют пустые места в буквальном смысле слова. В тайге, в тундре, пустыне отсутствует матери
...
Читать дальше »
|
Картина мира и картина жизни
Видеоряд, проясняя целостность ситуационного бытия, формируя схематизм решения ситуационных проблем, не может, однако, прояснить проблему смысла жизни как целого. Казалось бы, жизнь складывается из суммы ситуаций. Однако жизнь – это и определе ное целое. Что такое целое жизни? Без ответа на этот вопрос не проясняется и ее смысл. Эффективное решение суммы жизненных ситуаций не означает реализацию смысла жизни. Ситуации ведут человека. Между тем человек находит в жизни свое удовлетворение, когда он сам ведет ситуации в соответствии с понятым смыслом своей жизни.
Метаообразование является предпосылкой понимания смысла жизни как целого. Специфика метаообразования отчетливо выявляется в условиях информационного общества в контексте формирующейся информационной ку
...
Читать дальше »
|
Глава 4. Видеоряд
Анализ сущности информационных катастроф наглядно показывает
возросшее влияние нематериальной реальности на материальную
жизнь общества. Это обстоятельство подталкивает к постановке проблемы осмысленного «строительства» информационной нематериальной реальности.
Эту проблему нередко пытаются решать со старых позиций противопоставления духовной свободы и несвободы. В действительности, однако, здесь иная проблема – проблема обеспечения нормального развития информационного общества. Разве мы можем допустить
свободу в организации социальной катастрофы? Если кто-то заявит,
что во имя принципа свободы ему должно быть позволено разрушить
страну и ввергнуть ее население в состояние перманентного бедствия,
то такого человека следовало бы направить как минимум на консультацию к психиатру.
Однако «строит
...
Читать дальше »
|
XX век, если рассматривать его с точки зрения духовного опыта человечества, открыл глаза на чрезмерность претензий рациональной ментальности на достижение полного и абсолютного знания. Представление, согласно которому, исходя из истинных предпосылок, свободных от субъективных нравственных представлений, человек может найти техническое решение любой задачи, опрокинуто исторической иронией.
Вера в безграничные возможности техники и технологий привела к созданию возможностей самоуничтожения человека различными способами: либо путем применения оружия массового уничтожения, либо с помощью экологических «бомб». Вера в эмпирическую истину различий обернулась р
...
Читать дальше »
|
|