|
Центр имеет широкие связи с научными сотрудниками академических институтов.
Они участвуют в подготовке сериальных изданий Центра таких как «Лики культуры», «Книга света», «Российские пропилеи», «Нumanitas», «Культурология. XX век», «Зерно вечности», «Письмена времени». Центр систематически проводит общие собрания и конференции, по материалам которых готовятся публикации. Была проведена конференция, посвященная проблеме перцепции в гуманитарном знании . Конференция вызвала широкий резонанс. По ее материалам издан очередной выпуск ежегодника «Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты».
В Центре готовятся и выпускаются • «Литературоведческий журнал» • дайджест «Культурология»: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИЗДАНИЯХ ОТДЕЛА КУЛЬТУРОЛОГИИ ИНИОН В них публикуются статьи материалы отечественных и зарубежных ученых. Готовятся три реферативных журнала: Философия, Литературоведение, Языкознание • Философия: Первый номер реферативного журнала (РЖ) "Общественные науки в СССР". Серия "Философия" ПАНЧЕНКО А.И. ОТДЕЛ ФИЛОСОФИИ В СТРУКТУРЕ ИHИОН РАН: 28 ЛЕТ (1999) • Литературоведение: 10 лет реферативному журналу (РЖ) "Общественные науки в СССР". Серия "Литературоведение" ОТДЕЛ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ • Языкознание: РЖ «Языкознание» - ретроспектива 1999 - ОТДЕЛУ ЯЗЫКОЗНАНИЯ - 30 ЛЕТ Также • Альманах ЭОН, посвященный проблемам современной культуры. |
Методология руководства Центром
Pабота Центра должна прояснить путь к пониманию внутренних механизмов цивилизационной эволюции.
Для того, чтобы подойти к правильному пониманию этой проблемы необходимы три вещи:
Первое: Центр из конгломерата подразделений должен стать единым целым.
Второе: Для реализации этой идеи должен быть найден механизм органического взаимодействия отделов Центра.
Третье: На основе работы Центра как единого целого должен происходить процесс осмысления общих категорий гуманитарного знания и его предмета.
В соответствии с нашим представлением осмысление этих проблем открывает путь к пониманию внутренних механизмов цивилизационной эволюции.
Естественно возникал вопрос: каким путем можно подойти к осмыслению общих категорий гуманитарного знания?
Мы исходили из того, что выработка категорий гуманитарного знания, а значит и конкретного понимания его предмета, возможно только на основе больших массивов осмысленной информации, осмысленной в ее целостности.
Как можно было начать эту работу?
Во-первых, нужно было сохранить традиции информационной деятельности ИНИОН;
и во-вторых, ввести новое направление научно-информационной деятельности, соответствующее сущности ИНИОН как академического института.
Из чего конструировалось новое направление?
Это, как известно, – энциклопедические издания, такие как энциклопедия культурологии, литературная энциклопедия русского зарубежья, энциклопедия западного литературоведения, розановская энциклопедия, энциклопедия терминов и понятий и другие издания.
Это – справочные издания в области культурологии, литературоведения, языкознания.
Это – сериальные издания: Лики культуры, Книга Света, Российские пропилеи, Культурология ХХ век. Summa culturologiae, Письмена времени, Зерно вечности.
В сериальных изданиях были подготовлены собрания сочинений выдающихся отечественных и зарубежных гуманитариев: Макса Вебера, Кассирера, Зиммеля, Леви-Строса, Лесли Уайта, Бронислава Малиновского, Веселовского, Котляровского, Шпета, Бычкова, Гершензона, Михайлова, Марии Юдиной, Арона Гуревича и многих других.
Это существенно повысило общую культуру гуманитарных исследований, поскольку мы получали возможность сопоставления различных форм гуманитарного миропонимания.
Замечу также что такие издания, как энциклопедия «Культурология» и «Розановская энциклопедия», являются уникальными, новаторскими по своему содержанию и по форме.
Естественным образом параллельно процессу формирования больших массивов информации начался процесс теоретических обобщений, получающий отражение в периодических изданиях Центра:
Это – Ежегодник: Человек: образ и сущность – 25 выпусков.
Это – Бюллетень «Россия и мусульманский мир» – 27 выпусков.
Это – дайджест «Культурология».
Это – издание ЭОН: альманах Старой и новой культуры.
Это – «Литературоведческий журнал» (40 выпусков).
Характерно, что эта наша деятельность совпадает с международным процессом освоения гуманитарного знания. Так, например, наша работа над созданием энциклопедии, посвященной истории поэтики перекликается с «Кембриджской историей литературной критики».
Создание синтетических фундаментальных трудов требует разработки словников, структуры статей, расшифровывающих смысл понятий различных областей гуманитарного знания. Так, например, Лексикон Нон-классики рассматривает такие категории как конструирование, мимесис, симулякр, парадигма, которые охватывают целый ряд областей гуманитарного знания.
В сферу концептуального анализа стали входить категории гармонии и дисгармонии, гуманитарная травма, агрессия, понятия, соединяющие различия: палач–жертва, пограничье. Как оказалось, для гуманитарного знания нет временных границ. Так, например, Словарь средневековой культуры дает толкование слова imperium как «полномочия отдавать приказы» – что соответствует сущности современной империи. Или понятие индульгенция как «милости» или уплата определенной денежной суммы. Разве мы не живем сегодня в глобальном мире милостей и санкций в разных, в том числе и денежных, формах?
Из многообразного и сложного процесса выявления категорий гуманитарного знания я бы выделил безусловно общие его категории.
Это: категория Самости как сущности самосознания человека, определяющая мотивы и формы его поведения и действия как личности.
Это: метафизика Слова, как явления самосознания человека, главного средства оформления мотивов его поведения.
Это: философская истина как специфическая форма истины в системе гуманитарного знания.
Это: информационная культура, определяющая параметры поведения человека в реальности информационного общества.
Через посредство категорий гуманитарного знания мы подходим к пониманию предмета гуманитарного знания.
Основой этого предмета является цивилизационный субъект как целое. Категории гуманитарного знания выражают целостность этого субъекта, распад которого порождает деструкцию общества.