Глава 11. Человек и его когнитологический образ
Когнитология как особая дисциплина возникает в контексте изучения влияния образов сознания как специфической формы знания на направленность творческой деятельности человека как свободного субъекта. Влияние образов – это отражение автономности сознания по отношению к окружающей действительности, хотя внешне образы кажутся подобием этой действительности.
Проблема автономности сознания в конечном счете «упирается» в определение возможностей влияния «идеального» на «физическое»,т. е. материальное. Туманность спекулятивных ответов на этот вопрос создает впечатление невозможности его конкретного научного осмысления. Но это далеко не так. Эта проблема волновала и до сих пор волнует умы выда
...
Читать дальше »
|
Применительно к цивилизации интерпретация энтелехии связана с раскрытием оптимальных ее возможностей, получающих закрепление в традиции. Традиция становится указателем общего Пути данного народа.
С пониманием смысла традиции тесно связана и концепция цельного знания, раскрывающая рациональное содержание переживания абсолютного, соединяющего чувство человека с его разумом и волей.
Абсолютное для гуманитарного знания имеет принципиальное значение. Дело в том, что для человека как целостного субъекта абсолютное является тем ценностным мотивом, который определяет однозначность его поведения, его синхронизацию с поведением другого. Как оказывается, исторически именно абсолютное становится фактором такого самосознания человека, которое предопределяет его специфически цивилизационное поведение. Коль скоро человек обретает самосознание, включающее знание символов абсолютного, то он может вести себя даже вопреки внешним насильственным воз
...
Читать дальше »
|
Глава 10. Специфика гуманитарного знания как теоретическая проблема
Сегодня целый ряд проблем гуманитарного знания привлекают внимание не только специалистов, но и российской общественности.
Как известно, в XX в. Россия развивалась под мощным воздействием казавшихся единственно истинными, универсальными философских и социально-экономических доктрин, возникших на общей волне позитивизма. Это – доктрины либеральной демократии и социализма,которые рассматривались как интернациональный ответ на вызов времени. В XX в. социальное развитие России как раз и определялось движением в этих, полагавшихся всемирно-историческими, альтернативах. В итоге Россия оказалась в цивилизационной ловушке: она пережила целую серию революций, радикальных переломов с
...
Читать дальше »
|
6. Заключение
Исторический опыт жизни цивилизаций приводит к смене их доминирующих духовных парадигм. Западная цивилизация пережила целый ряд глубоких духовных изменений. С рождением христианства сформировалась экуменическая ориентация на образ жизни идеального субъекта, человека как Бога, дающего универсальный пример для всех жаждущих спасения. Жизнь отдельного идеального субъекта, таким образом, обретает смысл священной истории.
Эпоха Просвещения формирует цивилизационную парадигму, возникающую на основе признания безусловной истины универсалий разума – равенства и свободы.
Обнаружение взаимоисключающего в практике жизни смысла этих универсалий поставило фундаментальный вопрос о приоритете: что должно иметь цивилизационный приоритет – равенство над свободой или свобода над равенством?
Распад Советского Союза и социалистического содру
...
Читать дальше »
|
5. Практический смысл понимания
Практический смысл знания обычно определяется его непосредственной пользой для решения конкретных жизненных задач. Поскольку понимание относится к обнаружению сущности всего, то его непосредственная польза оказывается неопределенной. Обнаружение сущности всего не может накормить человека хлебом, напоить вином, одеть и обуть. Оно даже не может стать источником его веселого настроения. А это значит, что оно не может стать товаром и его практически невозможно продать. Этим объясняется распространенный скептицизм в отношении практической пользы гуманитарного знания вообще. Сущность этого знания, как кажется, сводится к движению Духа внутри Духа. Для менеджера, желающего иметь прямую ощутимую выгоду, это движение лишено реального практического смысла.
Однако движение Духа внутри самого Духа обнаруживает специфический смысл, когда о
...
Читать дальше »
|
4. Что открывается в понимании?
Коды цивилизационного соответствия черпают свою легитимность из предполагаемого знания сущности высшего смысла. Очевидно, что знание сущности высшего смысла – это основание истинности и конкретного смысла цивилизационного знания, которое при этом
получает статус всеобщности. Не случайно исторически цивилизационное самосознание в конечном итоге обращается к метафизике бытия для утверждения своих представлений в качестве безусловной истины. Этот процесс, как правило, в своеобразной «логике» массового сознания обретает образную метафорическую форму, форму мифопоэтического толкования пространства. Человек мысленно воображает себе мир как данное и как пространство, недоступное непосредственному опыту (край, лежащий за горами, «за тридевять земель» и т. д.). Мифическое пространство становится почвой для космологиче
...
Читать дальше »
|
3. Знание и информация
Сведение цивилизационных представлений к «общим знаменателям» рассудочности структурализма или принудительности социального детерминизма воспринимается и как шаг навстречу общей необходимости перевода цивилизационных знаний на язык науки, научно-технических трансформаций в кибернетике, теории коммуникаций, необходимости обработки знаний для создания баз данных и автоматизации передачи заключенной в них информации.
Очевидно, что этот процесс не может не оказать влияния на интерпретацию знания. Какие тенденции принимает эта интерпретация?
Жан-Франсуа Лиотар в своей работе «Условия постмодерна: Доклад о знании» (1979) подчеркивал, что знание может быть введено в новые информационные каналы и стать операционным. Но для этого необходимо результаты процесса познания переводить в точные и постоянные кванты информаци
...
Читать дальше »
|
2. Что такое открытие?
Если семантически открытие вывести из глагола «открывать», т. е. снимать заслонку или крышку с какой-либо емкости, с тем чтобы извлечь ее содержимое, то открытие – это устранение препятствия, границы между целью и тем содержанием, на достижение которого эта цель направлена.
Открытие в таком толковании – это метафора, описывающая широкий круг физических и интеллектуальных явлений. Так, например, географическое открытие – это физическая встреча человека с новыми, неизученными регионами, новыми континентами. Здесь устранение препятствия на пути открытия – это пересечение труднодоступной местности, просторов морей и океанов для освоения и описания новой местности, особенностей и обычаев заселяющих ее аборигенов, растительного и животного миров.
Понимание открытия как описания явлений физического, материаль
...
Читать дальше »
|
Глава 9. Гуманитарное знание и информация: проблема взаимодействия
1. Универсалии равенства и свободы как принципы Разума и информационный рационализм
Современный цивилизованный мир обретает специфику, связанную с рождением и формированием информационного общества. В информационном обществе информация приобретает всеохватывающий характер. Информация становится основной опорой принятия решений в сфере бизнеса, сфере политики и сфере повседневной жизни. Вместе с тем информация – это и среда, в которой живет человек, и те технические средства, которые служат источником информации, – телевидение, радио, пресса и наряду с ними компьютеры, мобильные теле
...
Читать дальше »
|
Так как же понимать цивилизационную истину?
Попытки найти разрешение этих противоречий с помощью семантических упражнений не принимаются серьезной теорией, поскольку она стремится определить смысл парадоксов, а не делать вид, что их не существует вообще. Источник парадоксов универсалий разума подчас усматривают в фундаментальных гносеологических разделениях, которые считались условием постижения истины.
Это – разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего, частного и публичного, теории и практики, науки и религии, факта и ценности. Этим путем двинулся постмодернизм. Постмодернизм, как представлялось его теоретикам, устранял главный источник логических противоречий. Неистинность универсалий вытекала из
представлений о субъекте как носителе истины. Не значит ли это, 
...
Читать дальше »
|
|