ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
Одна из ключевых проблем информационного общества может быть сформулирована в виде вопроса: что делает информация с культурой? Или точнее: чем становится культура, превращаясь в информацию?
Самый общий ответ звучит так: культура становится элементом информационного поля: она выходит из своей этнической, национальной, социальной среды и попадает в универсальную информационную среду.
Компьютерный человек имеет систематический контакт с универсальной информационной средой, и это радикальным образом меняет тип его ментальности – как бессознательные, так и осознанные реакции на события.
В традиционном обществе характер ментальности определяется господствующей религией или идеологией. В информационном обществе религия и идеология превращаются в информацию. Такое превращение влечет за собой драматические для них последствия. Религия и и
...
Читать дальше »
|
Информационный прогресс, основанный на новых технологиях, порождает компьютерного человека. Специфика компьютерного человека заключается в том, что он относится к окружающему его миру через посредство компьютерных и телекоммуникационных систем.
Иными словами, он видит мир через информационную призму, созданную другими людьми.
В этом смысле интеллектуально и духовно он «вторичен», «производен» от заданных информационных средств и их программ.
Очевидно, что мы имеем дело с крайне противоречивым явлением: с одной стороны, компьютерный человек имеет доступ к огромным массивам информации и использует ее в своей жизни и практической деятельности; с другой стороны, он как бы «зомбирован»
этой информацией, полностью зависим от нее, утрачивает способность к самостоятельному анализу и принятию решений. Ком
...
Читать дальше »
|
Основы информационной культуры поддаются конкретному анализу лишь в определенном социально-историческом контексте. Информация возникает вместе с появлением человека. Первые звуки членораздельной речи были определенной информацией. Можно говорить о специфических информационных системах применительно к различным этапам становления человека как родового существа. Соответственно, когда мы сегодня говорим об информационной культуре, то имеем в виду информационную систему определенного этапа общественного развития, а именно – постиндустриального общества.
Информационная культура – это фундаментальное измерение жизни постиндустриального общества.
Теоретические основы постиндустриального общества разрабатывались рядом западных теоретиков. В 60–70-х годах т
...
Читать дальше »
|
Введение
С теоретической точки зрение рассмотрение информационной культуры в социокультурных ее аспектах можно считать сравнительно новым явлением в науке. Хотя по отдельным проблемам информационной культуры существует обширная литература, однако целостного представления о ней как цивилизационном явлении мы до сих пор не имеем. Соответственно и проблематика информационной культуры нередко выглядит случайной.
Для того чтобы выявить сущность и «внутреннюю логику» информационной культуры, ее специфику, необходимо определить предмет, содержание культуры как таковой. Между тем – это одна из наиболее сложных теоретических проблем.
Когда исследуют первобытную культуру, то имеют дело с ее «материальными останками». Очевидно, что это – не культура в ее подлинном выражении, а лишь некие свидетельства того, что она существовала, имела место. Когда рассматривают действующую культуру, то обычно свя
...
Читать дальше »
|
|