8. Заключение: Кумиры времени в свете философского опыта
Формирование когнитологии в сфере гуманитарного знания оказалось сопряженным с научным анализом цивилизационной специфики бытия и самосознания человека, с одной стороны, и с рождением своеобразных проблем массового общества и плюрального субъекта с загадками его сознания – с другой.
Отождествление плюрального субъекта с «народом», как субъектом цивилизационной мудрости, а его кумиров с настоящими народными пророками стало истоком распространения массовых иллюзий,светлых надежд и ожиданий и не менее горьких разочарований. Если народ как целое в цивилизацио
...
Читать дальше »
|
7. Когнитивная сущность философской антропологии
Философская антропология – это попытка разгадать скрытую сущность человека, его альтернативных интерпретаций и преодолеть их раздвоенность. Становление философской антропологии связано с попыткой найти путь к органическому соединению взгляда на человека с позиций его отношения к природе, с одной стороны, и его внутренней «внеприродной» сущности, способности идеального выхода за пределы своей естественной, природной основы – с другой.
Эта исходная предпосылка философской антропологии, соединяющей «несоединяемое», и представляет особый интерес для рассмотрения ее эволюции: с чего она начинает и к чему она в конечном итоге приходит.
Этот аспект проблемы подверг обстояте
...
Читать дальше »
|
6. Альтернативы культурологии и когнитологии
В истории духовной жизни случаются события, которые на столетия вперед определяют логику обсуждения ключевых проблем бытия человека в мире.
Таким событием можно считать дискуссию, которая развернулась между Эрнстом Кассирером и Мартином Хайдеггером в 1929 г. в Давосе на философской конференции. Дискуссия переросла в серьезную философскую конфронтацию, выявившую принципиальную противоположность подходов Эрнста Кассирера и Мартина Хайдеггера к пониманию сущности человека.
Кассирер, следуя Марбургской школе неокантианства, рассматривал основную тенденцию эволюции цивилизации как прогресс от мифа к логосу, нашедший свое воплощение в Просвещении, изменившем характер массового сознания и создавшем духовные условия
...
Читать дальше »
|
5. Скрытые детерминанты сознания «плюрального субъекта»:
действие «духа времени»
Возникновение «плюрального субъекта» и особенности его поведения рождают феномен «предсказуемости-непредсказуемости». С одной стороны, общность поведения массы кажется обусловленной каким-то одним одинаково воспринимаемым фактором.
И поэтому поведение кажется вполне предсказуемым. Но поскольку это могут быть самые различные эмпирические факторы во всем их бесконечном многообразии, то поведение становится непредсказуемым. Оживление бихевиоризма определяется кажущимся решающим влиянием материально-физиологических причин на поведение субъекта. Однако бихевиориз
...
Читать дальше »
|
4. Феномен «плюрального субъекта»
«Плюральный субъект» – это превращенная форма «народа».
В XIX в. народ почитался в определенных интеллектуальных кругах России как «почва», как потенциальный носитель истины российской цивилизации. При этом «народ» как целое цементировался общим религиозным сознанием и соответствующими этому сознанию
формами бытовых и нравственных представлений.
Затем «народ» трансформировался в морально-политическое единство трудящихся классов и трудовой интеллигенции.
«Плюральный субъект» – это продукт эрозии «народа» в обоих его толкованиях.
В событиях ХХ в. «плюральный субъект» в своей социальной неопределенности и со своими п
...
Читать дальше »
|
3. Формы сознания как типы навигационных систем
Таким образом, когнитология оказывается опытной наукой. Но это – опыт особого рода – исследующий процесс воссоздания образа внутреннего мира субъекта как виртуальных альтернатив и через посредство этого приближающийся к истине. Это – возможная истина, которая, однако, позволяет увидеть ложность субъективных стереотипов. Другим аспектом этого процесса становится выявление возможности истинного бытия в отличие от эмпирической истории как бытия неистинного.
В этом отношении можно считать характерным фактом, что М.Э. Бёрстайн видит возможность другой модели жизни в истории,основанной на деполитизации подхода к сексуальности. Оказывается, что все субъекты, заполняющие историческую арену, и
...
Читать дальше »
|
2. Методологическая иллюстрация:
создание образа Анны Болейн
Если когнитология допускает единство нарративного и художественного как пути, ведущего к истине, то возникает вопрос о практической реализации этого метода и достижении результата, подтверждающего его правомерность.
На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело с осознанным отступлением от постижения истины, поскольку вносим в методологию признание легитимности воображения, которое обычно толкуется как средство субъективного видения действительности.
Однако когда исследователь оказывается перед реальностью, недоступной для сенсорного ее восприятия, невидимой, неслышимой и неосязаемой, то в этом случае следует либо отступиться от возможности действительного познани
...
Читать дальше »
|
1. Познание подлинности бытия
Наиболее реально специфическая роль когнитологии обнаруживает себя в формах художественного и исторического знания, где проблема истины возникает как проблема подлинности. Дело в том, что и художественное мышление, и историческое познание не могут не прибегать к услугам воображения. Но когда, в каких случаях и как воображение может становиться истинным, т. е. придавать создаваемому образу качество подлинности? Роль когнитологии в решении проблемы подлинности бытия можно проиллюстрировать на примере тех трудностей, с которыми сталкиваются литературоведы и историки в своих попытках определить истинность и не-истинность создаваемых романистами образов реальных исторических фигур. Реальная историческая фигура – это фиксируемая свидетельствами и документами&
...
Читать дальше »
|
Глава 13. Горизонты когнитивного мышления как формы истины бытия
«Не делай себе кумира»
Исход. 20:4
«Не обращайтесь к идолам, и богов
литых не делайте себе»
Левит. 19:4
В философских и обычных словарях термин «когниция» обычно расшифровывается как знание или познание, т. е. либо как результат познания, либо как его процесс. В авторитетном словаре английского языка «cognition» толкуется как знание, восприятие, представление, как способность, отличная от эмоции и воли1. В контексте этого определения когнитология входит в один ряд с эпистемологией как теорией знания истины в контексте его методов и значимости и гносео
...
Читать дальше »
|
Заключение
Исторически сформировались три универсальных навигационных ориентира, определявших духовное возвышение человека в безграничном океане Бытия.
Во-первых, это ориентация на откровение истинного Бога, определяющего судьбу народа и предъявляющего нравственные требования к жизни каждого. В итоге поведение масс обретает характер стремления к нравственному самовозвышению и общей нравственной гармонии как непременного условия вечной жизни.
Во-вторых, это ориентация на действие скрытого духа истории,который приводит кажущиеся случайными действия и события к направленному движению к конечной цели, реализация которой и совпадает с достижением полной и постоянно воспроизводящей себя
истины цивилизационной жизни.
В-третьих, это антропоцентрическая ориентация на
...
Читать дальше »
|
|