4. Истина духовной перспективы Правильное понимание эпистемической специфики постцивилизационной эволюции открывает возможности адекватного определения и отличения духовного здоровья от духовной болезни общества. Научное знание давно имеет дело с интерпретацией сущности душевных заболеваний человека. Для лечения таких заболеваний нужен психолог и психиатр, врач, обладающий специальными знаниями и критериями для определения характера душевного заболевания. Когда речь идет о духовной жизни общества, то, хотя признается наличие «правильного» и «неправильного» в духовной жизни, общепризнанных критериев различения «правильного» и «неправильного», как правило, не предлагается, так что адепт любой доктрины считает именно с ... Читать дальше » |
3. Эпистемическая специфика Удержание здравого смысла в системе глобальных цивилизационных отношений, как условие самосохранения человечества, становится приоритетом политического мышления. Но как возможно удержание здравого смысла в политическом мышлении? Для ответа на этот вопрос, следует определить, как формируется содержание воли масс. Особенности волевого поведения масс в ситуациях повседневных забот, с одной стороны, и волевой скептицизм мыслящих личностей, с другой, перерастают в проблему соединения цивилизационной идеи с массовым поведением для создания новой постцивилизационной реальности. Опыт создания такой реальности, а значит и коррекции чистой воли, существовал. Новое постцивилизационное бытие кажется возможным в результате нисхождения идеальной жизни с небес на землю. Это нисхождение возникает как утопическая идея. В своей первоначальной форме эта идея находит выражение ... Читать дальше » |
ДИАЛЕКТИКА ДУХА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Феномен перевоплощения Вступление человечества в эру постцивилизации влечет за собой качественные изменения в системах взаимозависимостей и отношений между людьми. Прогресс современной техники позволяет отдельному индивиду, управляющему этой техникой, влиять на судьбу человечества. Если он решит нажать кнопку, управляющую приведением в действие ядерного оружия, то он может прекратить существование человечества на планете Земля. Между народами, населяющими планету, возникают качественно новые формы взаимозависимостей. Народы, владеющие монопольно энергоресурсами земли, могут диктовать свою волю другим народам, не имеющим этих ресурсов. Аналогичные ситуации могут возникать при полном обладании теми или иными передовыми технологиями. Взаимозависимость народов об ... Читать дальше » |
8. Заключение: Кумиры времени в свете философского опыта Формирование когнитологии в сфере гуманитарного знания оказалось сопряженным с научным анализом цивилизационной специфики бытия и самосознания человека, с одной стороны, и с рождением своеобразных проблем массового общества и плюрального субъекта с загадками его сознания – с другой. Отождествление плюрального субъекта с «народом», как субъектом цивилизационной мудрости, а его кумиров с настоящими народными пророками стало истоком распространения массовых иллюзий,светлых надежд и ожиданий и не менее горьких разочарований. Если народ как целое в цивилизацио ... Читать дальше » |
7. Когнитивная сущность философской антропологии Философская антропология – это попытка разгадать скрытую сущность человека, его альтернативных интерпретаций и преодолеть их раздвоенность. Становление философской антропологии связано с попыткой найти путь к органическому соединению взгляда на человека с позиций его отношения к природе, с одной стороны, и его внутренней «внеприродной» сущности, способности идеального выхода за пределы своей естественной, природной основы – с другой. Эта исходная предпосылка философской антропологии, соединяющей «несоединяемое», и представляет особый интерес для рассмотрения ее эволюции: с чего она начинает и к чему она в конечном итоге приходит. Этот аспект проблемы подверг обстояте ... Читать дальше » |
6. Альтернативы культурологии и когнитологии В истории духовной жизни случаются события, которые на столетия вперед определяют логику обсуждения ключевых проблем бытия человека в мире. Таким событием можно считать дискуссию, которая развернулась между Эрнстом Кассирером и Мартином Хайдеггером в 1929 г. в Давосе на философской конференции. Дискуссия переросла в серьезную философскую конфронтацию, выявившую принципиальную противоположность подходов Эрнста Кассирера и Мартина Хайдеггера к пониманию сущности человека. Кассирер, следуя Марбургской школе неокантианства, рассматривал основную тенденцию эволюции цивилизации как прогресс от мифа к логосу, нашедший свое воплощение в Просвещении, изменившем характер массового сознания и создавшем духовные условия ... Читать дальше » |
5. Скрытые детерминанты сознания «плюрального субъекта»: Возникновение «плюрального субъекта» и особенности его поведения рождают феномен «предсказуемости-непредсказуемости». С одной стороны, общность поведения массы кажется обусловленной каким-то одним одинаково воспринимаемым фактором. И поэтому поведение кажется вполне предсказуемым. Но поскольку это могут быть самые различные эмпирические факторы во всем их бесконечном многообразии, то поведение становится непредсказуемым. Оживление бихевиоризма определяется кажущимся решающим влиянием материально-физиологических причин на поведение субъекта. Однако бихевиориз ... Читать дальше » |
4. Феномен «плюрального субъекта» «Плюральный субъект» – это превращенная форма «народа». Затем «народ» трансформировался в морально-политическое единство трудящихся классов и трудовой интеллигенции. «Плюральный субъект» – это продукт эрозии «народа» в обоих его толкованиях. В событиях ХХ в. «плюральный субъект» в своей социальной неопределенности и со своими п ... Читать дальше » |
3. Формы сознания как типы навигационных систем Таким образом, когнитология оказывается опытной наукой. Но это – опыт особого рода – исследующий процесс воссоздания образа внутреннего мира субъекта как виртуальных альтернатив и через посредство этого приближающийся к истине. Это – возможная истина, которая, однако, позволяет увидеть ложность субъективных стереотипов. Другим аспектом этого процесса становится выявление возможности истинного бытия в отличие от эмпирической истории как бытия неистинного. В этом отношении можно считать характерным фактом, что М.Э. Бёрстайн видит возможность другой модели жизни в истории,основанной на деполитизации подхода к сексуальности. Оказывается, что все субъекты, заполняющие историческую арену, и ... Читать дальше » |
2. Методологическая иллюстрация: Если когнитология допускает единство нарративного и художественного как пути, ведущего к истине, то возникает вопрос о практической реализации этого метода и достижении результата, подтверждающего его правомерность. На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело с осознанным отступлением от постижения истины, поскольку вносим в методологию признание легитимности воображения, которое обычно толкуется как средство субъективного видения действительности. Однако когда исследователь оказывается перед реальностью, недоступной для сенсорного ее восприятия, невидимой, неслышимой и неосязаемой, то в этом случае следует либо отступиться от возможности действительного познани ... Читать дальше » |