5. Условия самоопределения исторического субъектаЕсли человеком в истории управляют объективные обстоятельства, их закономерное или случайное влияние, рок или судьба, то тогда свободное самоопределение субъекта можно считать невозможным, а значит не существует и проблемы его истинного самоопределения. Однако это представление игнорирует тот факт, что субъект – это причина в себе, causa sui. Поэтому он сам влияет и на характер судьбы и на то, как складывается причинно-следственный ряд истории. Значит вопрос: «каким образом происходит самоопределение субъекта?» имеет реальный смысл. Однако, различные концепции философии истории в ответе на него разительно отличаются друг от друга. Сложились две крайние точки зрения. Согласно одной, самоопределение исторического субъекта происходит через героическую личность, которая своими идеями, своим примером увлекает массу людей на определенные действия, оказывающие решающее влияние на формирование новых ... Читать дальше » |
4. Цивилизационная профанность: практические следствияИсторически выявляются два следствия цивилизационной профанности. Во-первых, это явление самодеструкции цивилиазции. Во-вторых, это вращение цивилизационного самосознания в порочном круге, т.е. признание в качестве истины того, что ранее полагалось неистиной и наоборот. В этом контексте и возникает проблема истины самого субъекта истории. Проблема истины субъекта истории – это проблема специфики гуманитарного знания. Истина здесь есть и отражение и оценка сущности субъекта. При этом оценка должна включать в себя критерий, по которому определяется истинность или неистинность субъекта, который является реальностью. Представление о субъекте должно совпадать с его реальностью, нередко скрытой, и это представление не есть еще истина субъекта, а лишь ее основание. Истина субъекта есть конечный результат оценки его исторической роли, его деятельности. Мы имеем дело с истиной, которая ... Читать дальше » |
3. Как возможна научность гуманитарного знания?Рольф Торстендаль обращается к анализу позиций тех профессиональных историков, которые первыми отчетливо осознали реальность проблемы эпистемологии гуманитарного знания[1]. Коль скоро предмет гуманитарного знания – это не просто объект, вещь, а и субъект, обладающий таким «странным» качеством как свобода, включающая в себя исходный момент неопределенности, то принцип адекватного «отражения» как исходный пункт научного знания здесь оказывается перед гносеологическим вакуумом: как можно адекватно отобразить то, что еще не определилось? Если нет предметности, то нет и научного знания. История представлялась той начальной фазой, на которой можно было формулировать гуманитарное знание как научное. На самом деле, история – это позиция прошлого, а в прошлом субъект реализовал свою свободу, превратил ее в предметность, которую мож ... Читать дальше » |
2. Поле истиныПонятие «поля истины» – это теоретическая метафора, которая оказывается необходимой, поскольку мы имеем дело с цивилизационном феноменом, неподдающимся однозначному определению. Однозначные определения необходимы в математике, имеющей дело с количественными отношениями. Когда мы определяем окружность как кривую линию, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра, то имеем дело с однозначным геометрическим определением. Применительно к полю истины такое определение невозможно. Поле истины имеет составной характер. Оно соединяет разнородные явления. Его определение должно соединять в общем не просто разнообразное, а противоположное по определению. Если понятие окружности соединяет общей формулой все окружности, хотя они и отличаются друг от друга по своей величине, то это действительно так, поскольку эти различия имеют количественный характер. Когда мы определяем поле истины, то общее здесь соеди ... Читать дальше » |
Л.В.СкворцовТЕОРИЯ ИСТИНЫ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ1. Феномен «осцилляции» истиныПод доминирующим влиянием философии Просвещения общественное самосознание и социальная практика девятнадцатого и двадцатого столетий формируются в контексте идеи прогресса. Эта идея содержит в себе априорное допущение, согласно которому история эволюционирует по восходящей – от примитивного прошлого ко все более совершенному будущему. На этом теоретическом основании формируется устойчивый предрассудок, согласно которому «колесо истории» движется только в одном направлении; назад, т.е. в историческое прошлое, оно двигаться не может. Если бы такое случилось, то это было бы явление, разрушающее основополагающие истины теории. Это представление соответствует принципам естественнонаучной ментальности. Если бы, например, феномен левитации, т.е. преодоления гравитации нашел подтверждение как реальный факт здесь и теперь, то тогда пришлось бы п ... Читать дальше » |
Компьютерный человек
Информационный прогресс, основанный на новых технологиях, порождает компьютерного человека. Специфика компьютерного человека заключается в том, что он относится к окружающему его миру через посредство компьютерных и телекоммуникационных систем. Очевидно, что мы имеем дело с крайне противоречивым явлением: с одной стороны, компьютерный человек имеет доступ к огромным массивам информации и использует ее в своей жизни и практической деятельности; с другой стороны, он как бы «зомбирован»
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 1039 |
|
Дата: 27.06.2015
| Комментарии (0)
|
Информационное общество.
|
Уважаемые коллеги! 28 марта 2017 г. состоитс ... Читать дальше » |
ВведениеС теоретической точки зрение рассмотрение информационной культуры в социокультурных ее аспектах можно считать сравнительно новым явлением в науке. Хотя по отдельным проблемам информационной культуры существует обширная литература, однако целостного представления о ней как цивилизационном явлении мы до сих пор не имеем. Соответственно и проблематика информационной культуры нередко выглядит случайной. Для того чтобы выявить сущность и «внутреннюю логику» информационной культуры, ее специфику, необходимо определить предмет, содержание культуры как таковой. Между тем – это одна из наиболее сложных теоретических проблем. Когда исследуют первобытную культуру, то имеют дело с ее «материальными останками». Очевидно, что это – не культура в ее подлинном выражении, а лишь некие свидетельства того, что она существовала, имела место. Когда рассматривают действующую культуру, то обычно свя ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 740 |
|
Дата: 23.06.2015
| Комментарии (0)
|
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 2243 |
|
Дата: 23.06.2015
| Комментарии (0)
|