1. Феноменология и эмпирическое основание автономии разума Автономия разума может быть признана возможной, если разум имеет автономное эмпирическое основание, не тождественное сумме влияний внешних эмпирически данных причин. Философское рассмотрение этой проблемы оказывается связанным с теми дискуссиями, которые возникают вокруг новейших концепций феноменологии. В центре внимания этих дискуссий закономерно оказываются такие понятия, как «непосредственный опыт» и «интенциональность»,а также методологические представления – «эпохе» и «феноменологическая редукция». Эти понятия являются ключевыми в феноменологии Э. Гуссерля. |
Глава 12. Когнитология и когнитивизм Как можно требовать от мысли, чтоб она
Проблема отношения когнитологии и когнитивизма возникает на волне прогресса научного знания в области информации, оказавшего влияние на ситуацию всех, не только естественных, технических,но и гуманитарных наук. Естественно, это влияние оказалось различным и имеет различные теоретические и практические последствия. В области гуманитарного знания информационный прогресс порождает сенсационное представление, согласно которому становится возможным создание эмпирически достоверной философии разума. Философское толкование разума долгое время опред ... Читать дальше » |
Когнитологический образ «тоталитаризма» становится оправданием восстания индивидов, которое придало слову «перестройка» магическую силу. Однако «перестройка» не стала открытым и конкретным когнитологическим образом. В понятие «перестройка» включалось все, что можно было отнести к «великому будущему». Но в ней содержалось скрытое деструктивное «второе дно», которое и всплыло на поверхность общественной жизни в «лихие» 90-е годы. Стали обнаруживаться «два лика» перестройки. В итоге произошло цивилизационное «землетрясение», поставившее общество перед реалиями «дикой свободы». Отрекшись от «старого мира», человек оказался перед цивилизационным и нравственным вакуумом. Необходимо было заново |
Глава 11. Человек и его когнитологический образ Когнитология как особая дисциплина возникает в контексте изучения влияния образов сознания как специфической формы знания на направленность творческой деятельности человека как свободного субъекта. Влияние образов – это отражение автономности сознания по отношению к окружающей действительности, хотя внешне образы кажутся подобием этой действительности. Проблема автономности сознания в конечном счете «упирается» в определение возможностей влияния «идеального» на «физическое»,т. е. материальное. Туманность спекулятивных ответов на этот вопрос создает впечатление невозможности его конкретного научного осмысления. Но это далеко не так. Эта проблема волновала и до сих пор волнует умы выда ... Читать дальше » |
Применительно к цивилизации интерпретация энтелехии связана с раскрытием оптимальных ее возможностей, получающих закрепление в традиции. Традиция становится указателем общего Пути данного народа. С пониманием смысла традиции тесно связана и концепция цельного знания, раскрывающая рациональное содержание переживания абсолютного, соединяющего чувство человека с его разумом и волей. Абсолютное для гуманитарного знания имеет принципиальное значение. Дело в том, что для человека как целостного субъекта абсолютное является тем ценностным мотивом, который определяет однозначность его поведения, его синхронизацию с поведением другого. Как оказывается, исторически именно абсолютное становится фактором такого самосознания человека, которое предопределяет его специфически цивилизационное поведение. Коль скоро человек обретает самосознание, включающее знание символов абсолютного, то он может вести себя даже вопреки внешним насильственным воз ... Читать дальше » |
РЖ «Языкознание» - ретроспектива Реферативный журнал «Языкознание» был основан в 1972 г. в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 октября 1968 г. № 828 «О мерах по улучшению научной информации в области общественных наук» и Президиума АН СССР № 153 от 7 февраля 1969 г. «Об организации Института научной информации по общественным наукам АН СССР и о других мероприятиях по улучшению научной информации в области общественных наук». Этими постановлениями предусматривалось издание реферативных журналов, научно-аналитических обзоров по отдельным проблемам и итогам развития общественных наук, осуществление исследований в области научной информации, организация дискуссий и конференций по проблемам в области общественных наук, участие в международном сотрудничестве в области информатики. Первым и до 2003 г. бессменным руководителем Отдела языкознания ИНИОН РАН был п ... Читать дальше » |
Глава 10. Специфика гуманитарного знания как теоретическая проблема Сегодня целый ряд проблем гуманитарного знания привлекают внимание не только специалистов, но и российской общественности. Как известно, в XX в. Россия развивалась под мощным воздействием казавшихся единственно истинными, универсальными философских и социально-экономических доктрин, возникших на общей волне позитивизма. Это – доктрины либеральной демократии и социализма,которые рассматривались как интернациональный ответ на вызов времени. В XX в. социальное развитие России как раз и определялось движением в этих, полагавшихся всемирно-историческими, альтернативах. В итоге Россия оказалась в цивилизационной ловушке: она пережила целую серию революций, радикальных переломов с ... Читать дальше » |
6. Заключение Исторический опыт жизни цивилизаций приводит к смене их доминирующих духовных парадигм. Западная цивилизация пережила целый ряд глубоких духовных изменений. С рождением христианства сформировалась экуменическая ориентация на образ жизни идеального субъекта, человека как Бога, дающего универсальный пример для всех жаждущих спасения. Жизнь отдельного идеального субъекта, таким образом, обретает смысл священной истории. Эпоха Просвещения формирует цивилизационную парадигму, возникающую на основе признания безусловной истины универсалий разума – равенства и свободы. Обнаружение взаимоисключающего в практике жизни смысла этих универсалий поставило фундаментальный вопрос о приоритете: что должно иметь цивилизационный приоритет – равенство над свободой или свобода над равенством? Распад Советского Союза и социалистического содру ... Читать дальше » |
5. Практический смысл понимания Практический смысл знания обычно определяется его непосредственной пользой для решения конкретных жизненных задач. Поскольку понимание относится к обнаружению сущности всего, то его непосредственная польза оказывается неопределенной. Обнаружение сущности всего не может накормить человека хлебом, напоить вином, одеть и обуть. Оно даже не может стать источником его веселого настроения. А это значит, что оно не может стать товаром и его практически невозможно продать. Этим объясняется распространенный скептицизм в отношении практической пользы гуманитарного знания вообще. Сущность этого знания, как кажется, сводится к движению Духа внутри Духа. Для менеджера, желающего иметь прямую ощутимую выгоду, это движение лишено реального практического смысла. Однако движение Духа внутри самого Духа обнаруживает специфический смысл, когда о ... Читать дальше » |
4. Что открывается в понимании? Коды цивилизационного соответствия черпают свою легитимность из предполагаемого знания сущности высшего смысла. Очевидно, что знание сущности высшего смысла – это основание истинности и конкретного смысла цивилизационного знания, которое при этом |