Наиболее реально специфическая роль когнитологии обнаруживает себя в формах художественного и исторического знания, где проблема истины возникает как проблема подлинности. Дело в том, что и художественное мышление, и историческое познание не могут не прибегать к услугам воображения. Но когда, в каких случаях и как воображение может становиться истинным, т. е. придавать создаваемому образу качество подлинности? Роль когнитологии в решении проблемы подлинности бытия можно проиллюстрировать на примере тех трудностей, с которыми сталкиваются литературоведы и историки в своих попытках определить истинность и не-истинность создаваемых романистами образов реальных исторических фигур. Реальная историческая фигура – это фиксируемая свидетельствами и документами& ... Читать дальше » |
Глава 13. Горизонты когнитивного мышления как формы истины бытия «Не делай себе кумира» «Не обращайтесь к идолам, и богов В философских и обычных словарях термин «когниция» обычно расшифровывается как знание или познание, т. е. либо как результат познания, либо как его процесс. В авторитетном словаре английского языка «cognition» толкуется как знание, восприятие, представление, как способность, отличная от эмоции и воли1. В контексте этого определения когнитология входит в один ряд с эпистемологией как теорией знания истины в контексте его методов и значимости и гносео ... Читать дальше » |
Исторически сформировались три универсальных навигационных ориентира, определявших духовное возвышение человека в безграничном океане Бытия. Во-первых, это ориентация на откровение истинного Бога, определяющего судьбу народа и предъявляющего нравственные требования к жизни каждого. В итоге поведение масс обретает характер стремления к нравственному самовозвышению и общей нравственной гармонии как непременного условия вечной жизни. Во-вторых, это ориентация на действие скрытого духа истории,который приводит кажущиеся случайными действия и события к направленному движению к конечной цели, реализация которой и совпадает с достижением полной и постоянно воспроизводящей себя В-третьих, это антропоцентрическая ориентация на ... Читать дальше » |
Современный человек перестает верить сам себе, в свою способность открыть истину смысла собственной жизни. Этот смысл кажется загадочным. Нередко сознание обращается к НЛО – неопознанным летающим объектам, как будто бы они могут принести с собой разгадку тайны мироздания, а вместе с ней и смысла жизни человека. Обращение к НЛО нельзя считать случайным. В НЛО видится путь к истолкованию космологической ситуации человека. Ситуация бытия человека в конечном счете определяется его ситуацией во Вселенной. И мы все стоим перед тем фактом, что универсум характеризуется внутренним «раздвоением». С одной стороны, существует Вселенная, в которой отсутствуют «мы», со своими представлениями о смыслах, о справедливости, о правовых и моральных нормах. С другой стороны, существует alt ... Читать дальше » |
7. Когнитологическая метафизика Когнитологическая метафизика – это совокупность образов, воспринимаемых в качестве исходных ориентиров для подлинной самореализации человека в жизни, но вместе с тем выходящих за пределы реальных биологических, материальных потребностей. Возможность такого выхода обусловлена выходом цивилизационной жизни человека за временные границы его биологической жизни. В бытии человека имплицитно присутствует и прошлое и будущее как форма виртуальной реальности, которая, определяя жизнь рода, входит и в жизнь каждого отдельного индивида. Человек оказывается озабоченным не только реальностью своего цивилизационного бытия здесь и теперь, в настоящем, но и тем, как он «выглядит» в историческом прошлом и как он будет «выглядеть» в будущем. Это вид ... Читать дальше » |
Однозначность истины как исходный принцип логики когнитивизма не позволяет соединить релятивность смыслов естественного мира и Определение приоритетов – это прерогатива Разума, знающего критерии выбора как совпадени ... Читать дальше » |
5. Когнитивизм как «преодоление» «двойного видения» когнитологии Модус когнитивизма в своей глубинной сущности предполагает «преодоление» двойного видения бытия как не соответствующего реальному механизму работы Разума. Методологический модус когнитивизма получает значительное распространение и влияние в условиях формирования информационного общества. Его характерная особенность – новое определение истины пути вне рамок психологизма и ментализма. Объективно когнитивизм стимулирует иллюзию освобождения научного мышления от «произвольных» спекулятивных «образов-схем». На самом деле воспроизведение «невидимого мира» гносеологически относитс ... Читать дальше » |
4. Когнитология и «двойное видение» реальности В методологических модусах «психологизма» и «ментализма» противостоят друг другу две сакральности: личного достоинства и свободы,с одной стороны, и сакральности принципа и традиции – с другой. Какая сакральность имеет приоритет? Как можно ответить на этот |
3. Взаимодополняющий смысл методологических модусов Выход субъекта за собственные пределы возможен в том случае, если теория отталкивается от реальных форм жизни, в которых сознание и объективная действительность «сплетаются» в единый процесс. Проблема, однако, состоит в том, что реальные формы жизни не совпадают в своей сущности, более того – кажутся методологически взаимно исключающими. В итоге при всей своей эмпирической достоверности методологические модусы оказываются взаимоисключающими. Они «расщепляются» на три составляющие. Это – «психологизм»,«ментализм» и «когнитивизм». «Психологизм» возник как осмысление тенденций сведения социальных явлений к индивидуальным ... Читать дальше » |
2. Противоречия когнитивного знания Член социологической предметной группы Университета Манчестера (Англия) Род Ватсон и профессор Бостонского Университета (США) Джеф Коултер ставят вопрос о том, способна ли теоретическая мысль выработать такой концептуальный аппарат, который обеспечит подъем и экстраординарную ясность и убедительность «когнитивной науки»6. Ясность и убедительность особенно необходимы в качестве противовеса вызовам постмодернизма и постструктурализма, превращающим социальные представления в нечто текучее и лишенное разграничений. Такое «снятие» оппозиций не имеет реального теоретического смысла, поскольку влечет за собой смешение понятий идентификации противоположных определений, размывающих границы между истинным и ложным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместе в тем, если, считают Ватсон и Коултер, сохранится теоретиче ... Читать дальше » |