Л.В. Скворцов
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ (ПЛАНЕТАРНОЙ) ДЕМОКРАТИИ:
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Феномен «глобальной» (планетарной) демократии»
Феномен глобальной демократии возникает как следствие поражения фашизма в ходе Второй мировой войны и последовавшего затем распада колониальной системы. Победоносная война объединенных сил союзников – Советского Союза, США и Англии против фашизма, в силу логики противодействия расизму и нацистской диктатуре, придала принципам демократии универсальный смысл. И это оказало глубокое воздействие на всю послевоенную духовную ситуацию. Идеи приоритетной цивилизационной ценности равноправия народов, их свобода и независимость стали тем катализатором, который привел к ускоренному крушению колониальных империй.
Возникший глобальный тренд не мог н
...
Читать дальше »
|
6. Постцивилизационное бытие?
Исторический опыт наглядно показывает как имманентная объективность социального сознания влияет на судьбы цивилизации. В ХХ веке казалось бы неожиданно поднялись волны национал-социализма и фашизма в Европе. Азиатский континент захлестнула волна японского милитаризма.
И вместе с тем начали свое действие глубинные тенденции эрозии цивилизационных различий, расширения и углубления культурных взаимовлияний. Наступает эпоха социального экспериментирования, апробации универсалистских образов жизни на теле исторически сложившихся цивилизаций.
Константин Леонтьев еще в девятнадцатом веке отметил важную тенденцию «неудержимого уклона истории», по которому текут желания людей: одно государство, повторяющееся в типе всех остальных, и одна личность, воспроизведенная в миллионах подобных. В. Розанов, комментируя это наблюдение К. Леонтьева, отмечал, что он мог бы подтвердить свою мысль и другим явлением
...
Читать дальше »
|
г) Цель свободы
Содержание свободы определяется ее целью; но, с другой стороны, свобода является той цивилизационной средой, которая определяет диапазон выбора целей. Абсолютизация частных целей предопределяет возможности свободы ловкого обмана для их достижения. Функция интеллекта здесь определяется способностью выработать те или иные формы маскировки действительных целей. Роль маскировки обычно играет видимость благородства, самоотверженности и универсальности принципов.
Абстрактное стремление к достижению благородных целей, соединенное с цивилизационной профанностью, есть свобода самообмана, своеобразное увлечение иллюзиями, вера в их истинность.
Свобода обмана и самообмана маскирует ту «узкую щель», в которую приходится проникать для соприкосновения с истино
...
Читать дальше »
|
5. «Эстетика существования»
Эпоха Просвещения и доминирования позитивистской философии породила процессы эрозии традиционных духовных оснований цивилизации. Они стали восприниматься как формы иллюзорного, мифологического мышления. Цивилизационное самосознание стало разворачиваться к фактам эмпирии жизни. Логика эмпирической философии подталкивала к выводу, что действительную истину цивилизационного бытия несет в себе реальный индивид. Это значит, что совершенство цивилизации определяется совершенством индивидуального самоформирования, которое варифицируется внутренним опытом. Эрозия приоритета ритуала и истины духовной вертикали снимала ограничения с той логики, в соответствии с которой все индивиды равны в свободе самоопределения.
а) Самость
Свобода индивидуального самоформирования, ориентация на внутренний опыт как критерий совершенства предполагает, что строительство циви
...
Читать дальше »
|
4. Истоки парадоксов цивилизационного знания
Если парадоксы знания – это не пустая схоластика, то следует понять их истоки. Классики китайской философии видели в таких парадоксах ограниченность языка в постижении истины. Эта ограниченность, как они считали, имеет не частный, а общий, принципиальный смысл. В силу этой ограниченности становится невозможным определить, является ли то, что я считаю безусловным знанием, действительным знанием или невежеством, а то, что я полагаю невежеством, отсутствием знания или действительным знанием[1]. В оценках цивилизационной реальности в силу перемены места смысла чаще всего и происходит скрытая подмена заблуждения знанием, а знания заблуждением. На самом деле, если ритуал с его иерархиями смыслов есть выражение абсолютной цивилизационной истины, то эволюция истории превращает эту истину в фатальное заблуждение, тогда как кажущееся заблу
...
Читать дальше »
|
3. Слияние общего и индивидуального: идеальный субъект
а) Лестница духовного восхождения
Парадоксы истины пути снимаются лишь тогда, когда истина формируется в процессе правильной организации внутреннего мира человека. Если внутренний мир человека приведен к определенному порядку, то его внешнее поведение становится следствием этого порядка, свободным правильным поведением. В этом случае и ритуал, и закон, как кажется, утрачивают приоритетный смысл.
Но каким образом технически организуется внутренний мир человека? Исторически здесь определяются идентичные подходы к решению этой цивилизационной задачи, идентичные в своей сущности, хотя и обретающие различные внешние формы.
Каждый раз мы имеем дело с уникальной личностью, идущей вопреки сложившимся ритуальным формам поведения, открывающей путь постижения высшей истины спасения, по которому должен следовать человек, чтобы обрести жизнь д
...
Читать дальше »
|
2. «Событие мысли»: истина ритуала.
Если мы имеем дело с физическим событием, таким, например, как восход Солнца, то находим его объяснение, удовлетворяющее требованиям научной ментальности, когда открывает причины его постоянного повторения: Солнце восходит на Востоке и заходит на Западе, что находит свое объяснение во вращении земли вокруг собственно оси. Аналогичным образом наука находит объяснение смены времен года. До тех пор пока Земля будет вращаться вокруг Солнца и вокруг собственной оси, будет происходить смена времен года и смена дня и ночи.
Вращение Земли вокруг Солнца – это событие, порождающее цепь других повторяющихся событий, а именно – наступление весны, лета, осени и зимы. Вращение земли вокруг оси – это также событие, порождающее другие повторяющиеся события, а именно – смену дня и ночи. Повторяемость этих событий и их последовательность позволят говорить о наличии закономерности.
Но сущес
...
Читать дальше »
|
Л.В. Скворцов
КОЛЛАПС ЦИВИЛИЗАЦИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА?
1. Цивилизационный «дизайн»
С момента Апокалипсиса – Откровения Иоанна, которое было дано человеку, чтобы показать ему, чему надлежит быть вскоре[1], идея вселенской катастрофы постоянно оживает в гуманитарной мысли.
В Откровении вселенская катастрофа понимается как наказание за неправильное поведение. Это наказание включает в себя как различные естественные катастрофы, так и нравственное искажение духовной жизни, господство антихриста, «князя мира сего».
Естественные катастрофы – явление объективное и независящее от воли человека. Духовные же катастрофы – продукт человеческой активности. И в этом смысле они всегда находятся «рядом с нами». Именно поэтому идеи Апокалипсиса пе
...
Читать дальше »
|
е) «Капсулирование» истины
Возможность и необходимость перманентной перестройки может рассматриваться как логический принцип ментальности, основанной на истине информационного моделирования.
Контрапунктом такой ментальности является «капсулирование» истины, совпадающее с признанием цивилизационных констант, как «континуума незыблемой истины». Это – рубеж на пути постоянного хаоса, выражением которого становится деструктивная психология, бессмысленное разрушительное поведение. Действительность цивилизационного хаоса может восприниматься как освобождение от информационной клаустрофобии, от замкнутости в одном и том же информационном пространстве, повторения одного и того же и выход в сферу свободы. Такая свобода рождает свои страхи; она оборачивается реализацией лишь иллюзии свободы, следствием которой является эрозия сложившейся семиосферы, цивилизационного смысла, примитивизация всех сфер жизни
...
Читать дальше »
|
д) Информационный детерминизм
Правила функционирования замкнутого информационного пространства оказываются в информационном обществе реальной онтологией жизни: они предопределяют формы массового поведения, указывают каждому как себя вести и что делать в конкретной ситуации времени и месте. Вместе с тем они создают тот фон, на котором идеи конца истории, завершения диахронной цивилизационной эволюции обретают эмпирическую основу. Эти идеи становятся рациональной предпосылкой стратегического цивилизационного диктата.
Первый вопрос, который возникает в этом контексте, – это проблема единого языка. В Интернет доминирует английский язык и это оказывает влияние на культурное и языковое многообразие. Многим языкам грозит исчезновение. Из 6000 языков, существующих в мире, только одна треть имеет и устную, и письменную формы и могут быть представлены в Интернете. Для сохранения многих языков необходимо создание их грамматики и слова
...
Читать дальше »
|
|