2. Поле истины
Понятие «поля истины» – это теоретическая метафора, которая оказывается необходимой, поскольку мы имеем дело с цивилизационном феноменом, неподдающимся однозначному определению. Однозначные определения необходимы в математике, имеющей дело с количественными отношениями.
Когда мы определяем окружность как кривую линию, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра, то имеем дело с однозначным геометрическим определением. Применительно к полю истины такое определение невозможно. Поле истины имеет составной характер. Оно соединяет разнородные явления. Его определение должно соединять в общем не просто разнообразное, а противоположное по определению. Если понятие окружности соединяет общей формулой все окружности, хотя они и отличаются друг от друга по своей величине, то это действительно так, поскольку эти различия имеют количественный характер. Когда мы определяем поле истины, то общее здесь соеди
...
Читать дальше »
|
Л.В.Скворцов
ТЕОРИЯ ИСТИНЫ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
1. Феномен «осцилляции» истины
Под доминирующим влиянием философии Просвещения общественное самосознание и социальная практика девятнадцатого и двадцатого столетий формируются в контексте идеи прогресса. Эта идея содержит в себе априорное допущение, согласно которому история эволюционирует по восходящей – от примитивного прошлого ко все более совершенному будущему. На этом теоретическом основании формируется устойчивый предрассудок, согласно которому «колесо истории» движется только в одном направлении; назад, т.е. в историческое прошлое, оно двигаться не может. Если бы такое случилось, то это было бы явление, разрушающее основополагающие истины теории. Это представление соответствует принципам естественнонаучной ментальности. Если бы, например, феномен левитации, т.е. преодоления гравитации нашел подтверждение как реальный факт здесь и теперь, то тогда пришлось бы п
...
Читать дальше »
|
8. Заключение.
«Расчистка» онтологического горизонта: языки имперской меланхолии и абсолютизма пользователя сети
Утверждение в цивилизационном самосознании философии паутины порождает «расчистку» онтологического горизонта. Это предполагает перевод смысловых ориентиров бытия из поля естественного универсума в поле технологического универсума, создаваемого человеком.
С этим процессом связывается создание комфортности бытия. Проблема однако заключается в том, что в отношении человек – создаваемый универсум «испаряется» универсальная духовная сущность человека как смыслового полушария универсума.
Утрата человеком универсальной духовной сущности вызывает интенсификацию языковых процессов, связанных с разрушением константных смысловых опор жизни.
Происходящие в условиях глобализации языковые взаимодействия оказывают все более глубокое влияние на характер эволюции совре
...
Читать дальше »
|
6. Языковая «экструзия»[1]
Адекватная оценка направлений и целей языковой политики во многом зависит от правильного понимания сущности и цивилизационных функций «третьей реальности». Стало быть осмысленная сущность «третьей реальности» – это ключевая предпосылка «управления» цивилизационной эволюцией и оценки ее стихийных процессов.
Доминирующее состояние публичного языка – это показатель духовного здоровья или духовного заболевания общества. Этот показатель осложняется процессами интенсификации глобализации, изменяющей типы цивилизационных коммуникаций в различных – экономических, политических, культурных и научных – сферах жизни.
Каково интегральное воздействие этих изменений? Его можно определить как языковую экструзию.
Оценка феномена языковой экструзии зависит от понимания цивилизационной сущности «
...
Читать дальше »
|
4. Загадки происхождения языка
Если субстанция слова обусловлена происхождением языка, в котором слово первоначально и обретает свою сущность, то проясняя происхождение языка, можно разорвать порочный круг метафизики и эмпиризма в истолковании слова. На самом деле, движение мысли от спекулятивной метафизики к эмпирическому истолкованию сущности слова, а затем к неизбежному возрождению метафизического мышления может восприниматься как попадание в замкнутый круг похожий на концептуальную мышеловку. Естественно предположить, что для того, чтобы выбраться из него необходимо опереться на научные данные. Это, прежде всего, результаты антропологических и опытных исследований.
Полученные результаты и должны дать однозначный ответ на вопрос: откуда «взялся» человеческий язык, а значит и слово – простая и в то же время загадочная реальность?
Дают ли новейшие научные исследования ответ на этот вопрос?
В 2007 году в ИНИ
...
Читать дальше »
|
2. Теургия слова
Сильвейн Бромбергер (Массачусетский Институт Технологии), отмечая тот факт, что в области лингвистики была проведена лучшими умами великолепная исследовательская работа, вместе с тем признает, что в понимании сущности слова необходим прорыв, который позволит понимание слова включить в число более точных и теоретически регулируемых. И здесь многое предстоит еще сделать. Наиболее интересное его замечание состоит в том, что «философы могли бы быть наиболее полезными в этой работе»[1].
Замечание Бромбергера может показаться странным и даже загадочным, поскольку сам он относится к числу теоретиков, которые склоняются к дальнейшим эмпирическим открытиям, к большей унификации лингвистических дисциплин, к теоретическим инновациям, которые обращены к конкретным фактам, а не абстрактным идеям. Он призывает и философов повернуть свои метафизические бин
...
Читать дальше »
|
Л.В. Скворцов
МЕТАФИЗИКА СЛОВА
В КОНТЕКСТЕ ПЛАНЕТАРНОГО ЯЗЫКА
В условиях интенсификации глобализационных и миграционных процессов возникают острые проблемы культурной и языковой адаптации. Вместе с тем новые импульсы получает дискуссия о сущности и функциях Слова.
Исторически с толкованием сущности слова связывалась истина бытия.
Христианская эра утверждает божественную сущность Слова как начала истинного бытия, в котором заключена жизнь как «свет человеков»[1]. Соответственно рождается представление о реальности универсального нравственного ориентира истинного бытия. Его эмпирическим воплощением становится мир святых. Следуя его примеру, человек преодолевает свою конечную сущность, греховную ограниченность и приобщается к бесконечности.
Слово указывает путь человеку от конечности существования к бескон
...
Читать дальше »
|
6. «Плазма» как действительность самости:
цивилизационные последствия
Ханна Арендт в своей концепции здравого смысла исходила из несоответствия идеологических построений тоталитаризма действительной реальности. Возврат к действительной реальности означал освобождение парадигм коллективной самости от ориентации на приоритет идеологических смыслов и конечных исторических целей.
Представляется естественным, что индивид, чтобы освободиться от коллективных заблуждений идеологических построений, должен вернуться к самому себе, к достоверности своих представлений об истине ПУТИ.
Возврат самосознания личности к себе – это осознание как исходной реальности времени
...
Читать дальше »
|
5. Коллективная самость.
Хана Арендт: Интерпретация здравого смысла
как истины самости
Если философ высказывает научную истину, когда говорит, что чувственные данные человека приватны ему самому, то он имеет в виду и вытекающий отсюда вывод: поскольку индивид сосредотачивает в себе всю совокупность чувственных данных, знает их как целостность, то он тем самым выступает в качестве носителя истины самости. Истина самости совпадает с полнотой мировидения, как достоверного для индивида знания.
Это представление может быть перенесено и на истину коллективной самости. Коллективная самость характеризуется общи
...
Читать дальше »
|
4. Реалии человеческого универсума.
Людвиг Витгенштейн: Определение «прафеномена» самости
Если прав великий Гёте, и индивид несет в себе бесконечность, то истина самости зависит от способности выразить эту реальность в жизненном пути. Индивид «ухватывает» какую-то часть бесконечности и принимает ее за полную истину жизни. В конце пути жизни он обнаруживает, что «истина» оборачивается либо ошибкой, либо пустотой.
Каким образом конечный индивид в своей жизни может выразить бесконечность? Философия исторически стремилась дать вразумительный ответ на этот фундаментальный вопрос.
Философские тра
...
Читать дальше »
|
|