в) Информания.
Редуцирование феноменов реального бытия в информационные феномены может иметь широкие цивилизационные следствия, которые могут быть определены как явление информании (информация + мания = информания). Внешние проявления информании – это вера в подлинность бытия в мире компьютерных игр, знакомств, общений и т.д., когда общение с компьютером превращается в самоцель, становится единственной реальностью подлинной жизни. Подлинность здесь получает свое оправдание, поскольку замкнутый в себе информационный мир представляет собой рационально организованное целое, в котором становятся возможными рациональные решения применительно ко всем мыслимым ситуациям жизни.
Информания превращается в тип социальной ментальности, подтверждаемой оптимистическим чувством, с одной стороны, и признанием универсальности логики информации, с другой. В этом мире исчезает трансценденция. Если логика информации универсальна, то она и есть единс
...
Читать дальше »
|
5. Возможность синтеза?
Предложения о компромиссе между аналитической и континентальной философией известны, однако оставалось не совсем ясным, идет ли речь о формировании концептуального единства двух направлений или же о компромиссе «тактическом» по принципу необходимости «жить дружно» во имя общих интересов философии.
С точки зрения концептуальной необходимо видеть две выявленных сущности истины: истину как соответствие идеального материальному и истину как соответствие материального идеальному. Очевидно, что в своей
выявленной сущности эти истины кажутся исключающими друг друга. Значит ли это, что признание одной истины как подлинной истины означает признание ложности другой и наоборот? Или же возможно «соединени
...
Читать дальше »
|
3. Аналитическая философия
С прогрессом естественнонаучного знания стала очевидной его фундаментальная особенность сравнительно с философским знанием. Для естественнонаучного знания характерно приращение, т.е. восходящая эволюция. Философия же эволюционировала странным образом: движение вперед в ней сопровождалось возвратом к старому, т.е. оказывалось и движением назад.
В двадцатом веке, однако, эволюция естественного научного знания стала интерпретироваться в философском ключе: стали все чаще говорить о «революциях» в естествознании. Парадоксальным образом радикальная критика философии как метафизики совпала со сближением формы развития естествознания с развитием философии.
В области философии каждая из вновь возникающ
...
Читать дальше »
|
Л.В. Скворцов
РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ИСТИНЫ:
ВОЗМОЖЕН ЛИ ПУТЬ ГАРМОНИИ ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ?
1. Кризис философии
Успехи науки, возникшей в результате соединения математических методов и правильно поставленного эксперимента, казалось бы окончательно и бесповоротно «сняли» проблему философской теории истины. Истина выступила в своей наглядной форме как сумма экспериментально подтвержденных и логически обоснованных знаний. Став предпосылкой научно-технического прогресса, истина знания постоянно увеличивает власть человека над природой, как, впрочем, и над другим человеком. Истина здесь – это знание фактов и законов, устойчивых взаимозависимостей причинно-следственных отношений, на основе точного воспроизведения которых возможно установление полного господства, власти человека над природой. Тра
...
Читать дальше »
|
Л.В.Скворцов
ВОЗМОЖНА ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ЭЗОТЕРИЧЕСКОМ ЗНАНИИ?
(Обзор)
1. Методологические трудности
Конец минувшего и начало нынешнего столетия отмечены нарастающим вниманием к проблематике эзотеризма. Это характерно как для академических исследований, так и для настроений широкой публики. Полки магазинов буквально «завалены» литературой, посвященной магическим ритуалам, проблемам астрологии, хиромантии, белой и черной магии. Конкретные рекомендации, содержащиеся в такой литературе обычно опираются на «тайные доктрины», «секретные знания», которые возникают в закрытых общинах и братствах. Авторы такого рода рекомендаций рассчитывают на полное доверие, объявляют себя «посвященными» и «знающими».
Анализ, однако, показывает, что это
...
Читать дальше »
|
7. Глобализация и проблема цивилизационной истины
Глобализация превращает проблему цивилизационной истины из локальной в мировую. Правила жизни локальных цивилизаций, основанные на принципах национальных идеологий или ценностях различных конфессий, должны придти в соответствие с правилами жизни мирового сообщества.
Обостряющиеся глобальные проблемы – экологические, энергетические, демографические, проблемы безопасности затрагивают жизнь каждого человека независимо от его этнического происхождения, национальной принадлежности, социального положения. Это – принципиально новая ситуация, вырывающая человека из систем традиционного детерминизма. Возникают условия для свободной дискуссии, для диалога, нацеленного на выяснение истины. Это – условия формирования глобального субъекта нового типа.
Между тем эту роль пытаются выполнять субъекты, сложившиеся в системе локальных цивилизаций.
Меняющееся соотношение сил на мировой арене вводит в
...
Читать дальше »
|
6. Кризис традиционной эпистемологии
Исторически сложившаяся реальность локальных цивилизаций с их относительно устойчивыми ценностными и социальными ориентациями делала определенными критерии истинности и не-истинности самоопределения исторического субъекта.
Современная ситуация характеризуется специфической цивилизационной неопределенностью. С одной стороны, возникают тенденции формирования глобальной цивилизации. Но она еще не сложилась, не имеет четких ценностных ориентиров, общих правил отношений между культурами, этносами, нациями, религиозными общинами и государствами в едином цивилизационном сообществе.
С другой стороны, подвергаются эрозии ценностные и социальные ориентации локальных цивилизаций.
Эта ситуация порождает кризисные тенденции в интерпретации критерия истины самоопределения исторического субъекта.
Общая черта кризисной цивилизационной ситуации – это утрата авторитета универсальных правил. В этих правилах про
...
Читать дальше »
|
5. Условия самоопределения исторического субъекта
Если человеком в истории управляют объективные обстоятельства, их закономерное или случайное влияние, рок или судьба, то тогда свободное самоопределение субъекта можно считать невозможным, а значит не существует и проблемы его истинного самоопределения.
Однако это представление игнорирует тот факт, что субъект – это причина в себе, causa sui. Поэтому он сам влияет и на характер судьбы и на то, как складывается причинно-следственный ряд истории. Значит вопрос: «каким образом происходит самоопределение субъекта?» имеет реальный смысл. Однако, различные концепции философии истории в ответе на него разительно отличаются друг от друга. Сложились две крайние точки зрения. Согласно одной, самоопределение исторического субъекта происходит через героическую личность, которая своими идеями, своим примером увлекает массу людей на определенные действия, оказывающие решающее влияние на формирование новых
...
Читать дальше »
|
4. Цивилизационная профанность: практические следствия
Исторически выявляются два следствия цивилизационной профанности. Во-первых, это явление самодеструкции цивилиазции. Во-вторых, это вращение цивилизационного самосознания в порочном круге, т.е. признание в качестве истины того, что ранее полагалось неистиной и наоборот.
В этом контексте и возникает проблема истины самого субъекта истории. Проблема истины субъекта истории – это проблема специфики гуманитарного знания. Истина здесь есть и отражение и оценка сущности субъекта. При этом оценка должна включать в себя критерий, по которому определяется истинность или неистинность субъекта, который является реальностью. Представление о субъекте должно совпадать с его реальностью, нередко скрытой, и это представление не есть еще истина субъекта, а лишь ее основание. Истина субъекта есть конечный результат оценки его исторической роли, его деятельности.
Мы имеем дело с истиной, которая
...
Читать дальше »
|
3. Как возможна научность гуманитарного знания?
Рольф Торстендаль обращается к анализу позиций тех профессиональных историков, которые первыми отчетливо осознали реальность проблемы эпистемологии гуманитарного знания[1].
Коль скоро предмет гуманитарного знания – это не просто объект, вещь, а и субъект, обладающий таким «странным» качеством как свобода, включающая в себя исходный момент неопределенности, то принцип адекватного «отражения» как исходный пункт научного знания здесь оказывается перед гносеологическим вакуумом: как можно адекватно отобразить то, что еще не определилось? Если нет предметности, то нет и научного знания.
История представлялась той начальной фазой, на которой можно было формулировать гуманитарное знание как научное. На самом деле, история – это позиция прошлого, а в прошлом субъект реализовал свою свободу, превратил ее в предметность, которую мож
...
Читать дальше »
|
|