Послесловие
Представляемое вниманию искушенного читателя исследование – это результат длительной работы автора над сложными теоретическими проблемами гуманитарного знания. Оно продолжалось четверть века и имело свои определенные этапы.
Первый этап определялся начавшимся в стране глубоким цивилизационным кризисом, который получил оптимистическое пропагандистское название «перестройка». Понимание глубинных истоков этого кризиса и становилось приоритетной проблемой гуманитарного знания. Эта проблема «расширилась» и «углубилась» под воздействием периода неолиберальных реформ 90-х гг. прошлого века.
Нам первоначально казалось, что мы можем подойти к правильной интерпретации истоков кризиса с позиций культурологии как науки. Этим объясняло
...
Читать дальше »
|
- Иллюзия свободы: игра без цивилизационных правил
Что означает в реалиях жизни эрозия цивилизационной доблести, обнаружил период неолиберальных реформ в России.
Период неолиберальных реформ воспринимался как «сбрасывание» с реального человека, как он есть «на самом деле», всех и всяческих масок.
Цивилизационная маска скрывает подлинную самоидентификацию индивида. Поскольку индивид не видит в маске истины цивилизационного бытия, он усматривает в себе самомабсолютный центр истины жизни, над которой нет смысла возвышаться, если следовать внутренней свободе. Цивилизационная маска отражает официальный взгляд на гражданскую доблесть. Внутренняя свобода порождает ироническое отношение к цивилизационной маске. Так возникает феномен двоемыслия. Рождается стремление «опустить» все до самого себя. Из цивилизации как целого абсолютный смысл перех
...
Читать дальше »
|
- Пути интеграции социального самосознания
Национальная идея играет роль того общего солнца, которое в равной мере обогревает каждого – и богача, и бедняка, и сановника и рядового гражданина, и православного и мусульманина, и русского и еврея. Национальная идея имеет либо форму целевых универсалий, либо форму символов.
Обращение к национальной идее в современной России было не случайным. Национальная идея казалась тем духовным мостом, который можно построить над социально-экономической пропастью, разделившей «реформированную» Россию. Однако сразу же выявились и серьезные трудности в конкретизации национальной идеи применительно к современной ситуации. Исторически национальная идея как исходное основание адекватной самоидентификации возникает в качестве антипода сословному неравенству, деспотизму феодальных властителей и территориальной раздробленности средневековья.
...
Читать дальше »
|
- Истина социальной ориентации: экономический эгоцентризм
или цивилизационная доблесть?
Жизненный опыт подсказывает, что превращение в фикцию доблести, справедливости, правды и совести происходит в результате признания денег в качестве смыслового приоритета цивилизационного поведения. Следствием признания приоритета денег становится превращение индекса эгоцентризма в сущность самости. Индекс эгоцентризма как выражение внутренней сущности самости полагается теперь выводом объективного знания. Очевидно, что такой подход порождает редукционизм, игнорирующий приоритетное значение цивилизационных качеств человека. Деньги в цивилизационном смысле абстракты: они не содержат понятий исторического прошлого и будущего народа, общих условий его самосохранения. Они являются условием жизни конкретного собственника как частного лица. Поэтому сказать «я – р
...
Читать дальше »
|
ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМОДЕСТРУКЦИИ
Действующие альтернативы истин цивилизационной жизни, поскольку они получают практическую реализацию в конкретной цивилизации, могут оказаться причиной ее самодеструкции.
Феномен самодеструкции может рассматриваться как проявление специфики цивилизационного детерминизма.
- Цивилизационный детерминизм
Понять своеобразие цивилизационного детерминизма невозможно без раскрытия смысла самоидентификации исторического субъекта. Определение точек перехода цивилизационного могущества в формы его самораспада связано с выявлением типологии деструктивных воздействий самосознания и практического самоопределения цивилизационного субъекта. Это – специфический внутренний мир цивилизации. Исследователи обычно делают основной акцент на внешних формах цивилизации.
Цивилизация &ndash
...
Читать дальше »
|
Цивилизационные размышления:
Оглавление
Предисловие
Глава I. Россия: Проблемы правильности пути
1. Что такое цивилизационная «правильность»?
2. Цивилизационный обскурантизм
3. Восточная традиция: разгадка тайны бытия
4. Фигура судьи истории. В.В. Розанов
5. Проблема цивилизационного дизайна
Глава II. Вариации цивилизационного пути
1. Верный путь – путь самоотречения?
2. Путь «прекрасного бытия» как движение к красоте быта
3. Семантика правильной жизни.
4. Сущес
...
Читать дальше »
|
4. Истина духовной перспективы
Правильное понимание эпистемической специфики постцивилизационной эволюции открывает возможности адекватного определения и отличения духовного здоровья от духовной болезни общества.
Научное знание давно имеет дело с интерпретацией сущности душевных заболеваний человека. Для лечения таких заболеваний нужен психолог и психиатр, врач, обладающий специальными знаниями и критериями для определения характера душевного заболевания.
Когда речь идет о духовной жизни общества, то, хотя признается наличие «правильного» и «неправильного» в духовной жизни, общепризнанных критериев различения «правильного» и «неправильного», как правило, не предлагается, так что адепт любой доктрины считает именно с
...
Читать дальше »
|
3. Эпистемическая специфика
постцивилизационной эволюции
Удержание здравого смысла в системе глобальных цивилизационных отношений, как условие самосохранения человечества, становится приоритетом политического мышления. Но как возможно удержание здравого смысла в политическом мышлении?
Для ответа на этот вопрос, следует определить, как формируется содержание воли масс.
Особенности волевого поведения масс в ситуациях повседневных забот, с одной стороны, и волевой скептицизм мыслящих личностей, с другой, перерастают в проблему соединения цивилизационной идеи с массовым поведением для создания новой постцивилизационной реальности. Опыт создания такой реальности, а значит и коррекции чистой воли, существовал. Новое постцивилизационное бытие кажется возможным в результате нисхождения идеальной жизни с небес на землю. Это нисхождение возникает как утопическая идея. В своей первоначальной форме эта идея находит выражение
...
Читать дальше »
|
ДИАЛЕКТИКА ДУХА
КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Феномен перевоплощения
Вступление человечества в эру постцивилизации влечет за собой качественные изменения в системах взаимозависимостей и отношений между людьми.
Прогресс современной техники позволяет отдельному индивиду, управляющему этой техникой, влиять на судьбу человечества. Если он решит нажать кнопку, управляющую приведением в действие ядерного оружия, то он может прекратить существование человечества на планете Земля.
Между народами, населяющими планету, возникают качественно новые формы взаимозависимостей. Народы, владеющие монопольно энергоресурсами земли, могут диктовать свою волю другим народам, не имеющим этих ресурсов.
Аналогичные ситуации могут возникать при полном обладании теми или иными передовыми технологиями.
Взаимозависимость народов об
...
Читать дальше »
|
Л.В. Скворцов
Предисловие
Феномен цивилизационных размышлений возникает тогда, когда в общественном сознании казавшееся очевидными и бесчеловечными истины начинают восприниматься как не менее очевидные заблуждения.
Такое явление наблюдается в европейском самосознании в XVIII веке. Тогда пошатнулись две бессчетные истины: истина христианской веры и реальность воскресения, а стало быть вечности жизни в потустороннем мире; и вера в безусловности истинности абсолютной власти верховного суверена как помазанника Божия.
Цивилизационные размышления искали новую исходную отправную точку постижения цивилизационной истины. Открытие этой отправной точки стало началом философского наступления на хаос безверия и духовной путаницы. Философия оказалась в центре общественного внимания. Именно она уверенно заявила, что истина доступна человеческому разуму, а ее свет освещает правильный путь, по котором
...
Читать дальше »
|
|