Л.В. СкворцовКОЛЛАПС ЦИВИЛИЗАЦИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА? 1. Цивилизационный «дизайн» С момента Апокалипсиса – Откровения Иоанна, которое было дано человеку, чтобы показать ему, чему надлежит быть вскоре[1], идея вселенской катастрофы постоянно оживает в гуманитарной мысли. В Откровении вселенская катастрофа понимается как наказание за неправильное поведение. Это наказание включает в себя как различные естественные катастрофы, так и нравственное искажение духовной жизни, господство антихриста, «князя мира сего». Естественные катастрофы – явление объективное и независящее от воли человека. Духовные же катастрофы – продукт человеческой активности. И в этом смысле они всегда находятся «рядом с нами». Именно поэтому идеи Апокалипсиса пе ... Читать дальше » |
е) «Капсулирование» истины Возможность и необходимость перманентной перестройки может рассматриваться как логический принцип ментальности, основанной на истине информационного моделирования. Контрапунктом такой ментальности является «капсулирование» истины, совпадающее с признанием цивилизационных констант, как «континуума незыблемой истины». Это – рубеж на пути постоянного хаоса, выражением которого становится деструктивная психология, бессмысленное разрушительное поведение. Действительность цивилизационного хаоса может восприниматься как освобождение от информационной клаустрофобии, от замкнутости в одном и том же информационном пространстве, повторения одного и того же и выход в сферу свободы. Такая свобода рождает свои страхи; она оборачивается реализацией лишь иллюзии свободы, следствием которой является эрозия сложившейся семиосферы, цивилизационного смысла, примитивизация всех сфер жизни ... Читать дальше » |
д) Информационный детерминизм Правила функционирования замкнутого информационного пространства оказываются в информационном обществе реальной онтологией жизни: они предопределяют формы массового поведения, указывают каждому как себя вести и что делать в конкретной ситуации времени и месте. Вместе с тем они создают тот фон, на котором идеи конца истории, завершения диахронной цивилизационной эволюции обретают эмпирическую основу. Эти идеи становятся рациональной предпосылкой стратегического цивилизационного диктата. Первый вопрос, который возникает в этом контексте, – это проблема единого языка. В Интернет доминирует английский язык и это оказывает влияние на культурное и языковое многообразие. Многим языкам грозит исчезновение. Из 6000 языков, существующих в мире, только одна треть имеет и устную, и письменную формы и могут быть представлены в Интернете. Для сохранения многих языков необходимо создание их грамматики и слова ... Читать дальше » |
в) Информания. Редуцирование феноменов реального бытия в информационные феномены может иметь широкие цивилизационные следствия, которые могут быть определены как явление информании (информация + мания = информания). Внешние проявления информании – это вера в подлинность бытия в мире компьютерных игр, знакомств, общений и т.д., когда общение с компьютером превращается в самоцель, становится единственной реальностью подлинной жизни. Подлинность здесь получает свое оправдание, поскольку замкнутый в себе информационный мир представляет собой рационально организованное целое, в котором становятся возможными рациональные решения применительно ко всем мыслимым ситуациям жизни. Информания превращается в тип социальной ментальности, подтверждаемой оптимистическим чувством, с одной стороны, и признанием универсальности логики информации, с другой. В этом мире исчезает трансценденция. Если логика информации универсальна, то она и есть единс ... Читать дальше » |
5. Возможность синтеза? Предложения о компромиссе между аналитической и континентальной философией известны, однако оставалось не совсем ясным, идет ли речь о формировании концептуального единства двух направлений или же о компромиссе «тактическом» по принципу необходимости «жить дружно» во имя общих интересов философии. С точки зрения концептуальной необходимо видеть две выявленных сущности истины: истину как соответствие идеального материальному и истину как соответствие материального идеальному. Очевидно, что в своей выявленной сущности эти истины кажутся исключающими друг друга. Значит ли это, что признание одной истины как подлинной истины означает признание ложности другой и наоборот? Или же возможно «соединени ... Читать дальше » |
3. Аналитическая философия С прогрессом естественнонаучного знания стала очевидной его фундаментальная особенность сравнительно с философским знанием. Для естественнонаучного знания характерно приращение, т.е. восходящая эволюция. Философия же эволюционировала странным образом: движение вперед в ней сопровождалось возвратом к старому, т.е. оказывалось и движением назад. В двадцатом веке, однако, эволюция естественного научного знания стала интерпретироваться в философском ключе: стали все чаще говорить о «революциях» в естествознании. Парадоксальным образом радикальная критика философии как метафизики совпала со сближением формы развития естествознания с развитием философии. В области философии каждая из вновь возникающ ... Читать дальше » |
Л.В. Скворцов РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ИСТИНЫ:
1. Кризис философии Успехи науки, возникшей в результате соединения математических методов и правильно поставленного эксперимента, казалось бы окончательно и бесповоротно «сняли» проблему философской теории истины. Истина выступила в своей наглядной форме как сумма экспериментально подтвержденных и логически обоснованных знаний. Став предпосылкой научно-технического прогресса, истина знания постоянно увеличивает власть человека над природой, как, впрочем, и над другим человеком. Истина здесь – это знание фактов и законов, устойчивых взаимозависимостей причинно-следственных отношений, на основе точного воспроизведения которых возможно установление полного господства, власти человека над природой. Тра ... Читать дальше » |
Л.В.Скворцов ВОЗМОЖНА ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯОБ ЭЗОТЕРИЧЕСКОМ ЗНАНИИ?(Обзор)1. Методологические трудностиКонец минувшего и начало нынешнего столетия отмечены нарастающим вниманием к проблематике эзотеризма. Это характерно как для академических исследований, так и для настроений широкой публики. Полки магазинов буквально «завалены» литературой, посвященной магическим ритуалам, проблемам астрологии, хиромантии, белой и черной магии. Конкретные рекомендации, содержащиеся в такой литературе обычно опираются на «тайные доктрины», «секретные знания», которые возникают в закрытых общинах и братствах. Авторы такого рода рекомендаций рассчитывают на полное доверие, объявляют себя «посвященными» и «знающими». Анализ, однако, показывает, что это ... Читать дальше » |
7. Глобализация и проблема цивилизационной истиныГлобализация превращает проблему цивилизационной истины из локальной в мировую. Правила жизни локальных цивилизаций, основанные на принципах национальных идеологий или ценностях различных конфессий, должны придти в соответствие с правилами жизни мирового сообщества. Обостряющиеся глобальные проблемы – экологические, энергетические, демографические, проблемы безопасности затрагивают жизнь каждого человека независимо от его этнического происхождения, национальной принадлежности, социального положения. Это – принципиально новая ситуация, вырывающая человека из систем традиционного детерминизма. Возникают условия для свободной дискуссии, для диалога, нацеленного на выяснение истины. Это – условия формирования глобального субъекта нового типа. Между тем эту роль пытаются выполнять субъекты, сложившиеся в системе локальных цивилизаций. Меняющееся соотношение сил на мировой арене вводит в ... Читать дальше » |
6. Кризис традиционной эпистемологииИсторически сложившаяся реальность локальных цивилизаций с их относительно устойчивыми ценностными и социальными ориентациями делала определенными критерии истинности и не-истинности самоопределения исторического субъекта. Современная ситуация характеризуется специфической цивилизационной неопределенностью. С одной стороны, возникают тенденции формирования глобальной цивилизации. Но она еще не сложилась, не имеет четких ценностных ориентиров, общих правил отношений между культурами, этносами, нациями, религиозными общинами и государствами в едином цивилизационном сообществе. С другой стороны, подвергаются эрозии ценностные и социальные ориентации локальных цивилизаций. Эта ситуация порождает кризисные тенденции в интерпретации критерия истины самоопределения исторического субъекта. Общая черта кризисной цивилизационной ситуации – это утрата авторитета универсальных правил. В этих правилах про ... Читать дальше » |