ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕОдна из ключевых проблем информационного общества может быть сформулирована в виде вопроса: что делает информация с культурой? Или точнее: чем становится культура, превращаясь в информацию? Самый общий ответ звучит так: культура становится элементом информационного поля: она выходит из своей этнической, национальной, социальной среды и попадает в универсальную информационную среду. Компьютерный человек имеет систематический контакт с универсальной информационной средой, и это радикальным образом меняет тип его ментальности – как бессознательные, так и осознанные реакции на события. В традиционном обществе характер ментальности определяется господствующей религией или идеологией. В информационном обществе религия и идеология превращаются в информацию. Такое превращение влечет за собой драматические для них последствия. Религия и и ... Читать дальше » |
5. Возможно ли сохранение планетарной демократии? Если с философской точки зрения не существует оснований реконструкции планетарной демократии, то это значит, что ее главный мотив опосредован экономическими и политическими интересами. С точки зрения социальных реалий, сохранение планетарной демократии это, прежде всего, проблема экономического влияния. Если Соединенные Штаты и Западная Европа будут наращивать свое экономическое превосходство в мире, то будут укрепляться и глобальные позиции самодержавной и космополитической демократии. Вместе с тем будет происходить процесс цивилизационной унификации, эрозии социальной почвы цивилизационного многообразия. Ситуация тотального наступления потребительского общества, обеспечивающего универсальный процесс производства и потребления товаров для глобальных рын ... Читать дальше » |
3. Космополитическая демократия Можно определенно утверждать, что практическая реализация идеи Мировой лиги демократий ведет к образованию «самодержавной демократии». Самодержавная демократия внутренне противоречива и, естественно, не может не встречать критического к себе отношения как со стороны внутренних, так и внешних политических сил. Стратегическая цель успешной реконструкции глобальной демократии требует создания привлекательного образа «подлинной» демократии, во всяком случае более привлекательного чем самодержавная демократия. Так возникает идея альтернативы самодержавной демократии, отрицающей безусловное единоличное лидерство. Сущность этой альтернативы в равенстве всех участников лиги демократий, закрепляемом в единогласном принятии решений внутри лиги. Как показывает исторический опыт, для такой коллегиальности необходимо обрести органичное экономическое взаимодействие, ... Читать дальше » |
Л.В. Скворцов РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ (ПЛАНЕТАРНОЙ) ДЕМОКРАТИИ:
1. Феномен «глобальной» (планетарной) демократии» Феномен глобальной демократии возникает как следствие поражения фашизма в ходе Второй мировой войны и последовавшего затем распада колониальной системы. Победоносная война объединенных сил союзников – Советского Союза, США и Англии против фашизма, в силу логики противодействия расизму и нацистской диктатуре, придала принципам демократии универсальный смысл. И это оказало глубокое воздействие на всю послевоенную духовную ситуацию. Идеи приоритетной цивилизационной ценности равноправия народов, их свобода и независимость стали тем катализатором, который привел к ускоренному крушению колониальных империй. Возникший глобальный тренд не мог н ... Читать дальше » |
6. Постцивилизационное бытие?Исторический опыт наглядно показывает как имманентная объективность социального сознания влияет на судьбы цивилизации. В ХХ веке казалось бы неожиданно поднялись волны национал-социализма и фашизма в Европе. Азиатский континент захлестнула волна японского милитаризма. И вместе с тем начали свое действие глубинные тенденции эрозии цивилизационных различий, расширения и углубления культурных взаимовлияний. Наступает эпоха социального экспериментирования, апробации универсалистских образов жизни на теле исторически сложившихся цивилизаций. Константин Леонтьев еще в девятнадцатом веке отметил важную тенденцию «неудержимого уклона истории», по которому текут желания людей: одно государство, повторяющееся в типе всех остальных, и одна личность, воспроизведенная в миллионах подобных. В. Розанов, комментируя это наблюдение К. Леонтьева, отмечал, что он мог бы подтвердить свою мысль и другим явлением ... Читать дальше » |
г) Цель свободыСодержание свободы определяется ее целью; но, с другой стороны, свобода является той цивилизационной средой, которая определяет диапазон выбора целей. Абсолютизация частных целей предопределяет возможности свободы ловкого обмана для их достижения. Функция интеллекта здесь определяется способностью выработать те или иные формы маскировки действительных целей. Роль маскировки обычно играет видимость благородства, самоотверженности и универсальности принципов. Абстрактное стремление к достижению благородных целей, соединенное с цивилизационной профанностью, есть свобода самообмана, своеобразное увлечение иллюзиями, вера в их истинность. Свобода обмана и самообмана маскирует ту «узкую щель», в которую приходится проникать для соприкосновения с истино ... Читать дальше » |
5. «Эстетика существования»Эпоха Просвещения и доминирования позитивистской философии породила процессы эрозии традиционных духовных оснований цивилизации. Они стали восприниматься как формы иллюзорного, мифологического мышления. Цивилизационное самосознание стало разворачиваться к фактам эмпирии жизни. Логика эмпирической философии подталкивала к выводу, что действительную истину цивилизационного бытия несет в себе реальный индивид. Это значит, что совершенство цивилизации определяется совершенством индивидуального самоформирования, которое варифицируется внутренним опытом. Эрозия приоритета ритуала и истины духовной вертикали снимала ограничения с той логики, в соответствии с которой все индивиды равны в свободе самоопределения. а) СамостьСвобода индивидуального самоформирования, ориентация на внутренний опыт как критерий совершенства предполагает, что строительство циви ... Читать дальше » |
4. Истоки парадоксов цивилизационного знанияЕсли парадоксы знания – это не пустая схоластика, то следует понять их истоки. Классики китайской философии видели в таких парадоксах ограниченность языка в постижении истины. Эта ограниченность, как они считали, имеет не частный, а общий, принципиальный смысл. В силу этой ограниченности становится невозможным определить, является ли то, что я считаю безусловным знанием, действительным знанием или невежеством, а то, что я полагаю невежеством, отсутствием знания или действительным знанием[1]. В оценках цивилизационной реальности в силу перемены места смысла чаще всего и происходит скрытая подмена заблуждения знанием, а знания заблуждением. На самом деле, если ритуал с его иерархиями смыслов есть выражение абсолютной цивилизационной истины, то эволюция истории превращает эту истину в фатальное заблуждение, тогда как кажущееся заблу ... Читать дальше » |
3. Слияние общего и индивидуального: идеальный субъекта) Лестница духовного восхожденияПарадоксы истины пути снимаются лишь тогда, когда истина формируется в процессе правильной организации внутреннего мира человека. Если внутренний мир человека приведен к определенному порядку, то его внешнее поведение становится следствием этого порядка, свободным правильным поведением. В этом случае и ритуал, и закон, как кажется, утрачивают приоритетный смысл. Но каким образом технически организуется внутренний мир человека? Исторически здесь определяются идентичные подходы к решению этой цивилизационной задачи, идентичные в своей сущности, хотя и обретающие различные внешние формы. Каждый раз мы имеем дело с уникальной личностью, идущей вопреки сложившимся ритуальным формам поведения, открывающей путь постижения высшей истины спасения, по которому должен следовать человек, чтобы обрести жизнь д ... Читать дальше » |
2. «Событие мысли»: истина ритуала.Если мы имеем дело с физическим событием, таким, например, как восход Солнца, то находим его объяснение, удовлетворяющее требованиям научной ментальности, когда открывает причины его постоянного повторения: Солнце восходит на Востоке и заходит на Западе, что находит свое объяснение во вращении земли вокруг собственно оси. Аналогичным образом наука находит объяснение смены времен года. До тех пор пока Земля будет вращаться вокруг Солнца и вокруг собственной оси, будет происходить смена времен года и смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца – это событие, порождающее цепь других повторяющихся событий, а именно – наступление весны, лета, осени и зимы. Вращение земли вокруг оси – это также событие, порождающее другие повторяющиеся события, а именно – смену дня и ночи. Повторяемость этих событий и их последовательность позволят говорить о наличии закономерности. Но сущес ... Читать дальше » |