О ПРЕДМЕТЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
(Вступительное слово на общем собрании Центра гуманитарных научно-информационных исследований)
10 февраля 2000 г.
Уважаемые коллеги!
Мы собрались сегодня для обсуждения вопроса, имеющего ключевое значение для определения судьбы культурологии как науки. Как известно, в декабре 1999 г. был решен вопрос об исключении культурологии из числа ваковских дисциплин. Этот шаг можно истолковывать как чисто техническое решение, обеспечивающее экономию средств и сокращение штатов, обусловленное существующими экономическими трудностями.
Но нельзя не видеть и серьезных отрицательных последствий принятого решения. По сути дела это — шаг назад в развитии одной из ведущих научных дисциплин XX в. Принятое решение создает также неблагоприятный психологический к
...
Читать дальше »
|
РОССИЙСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ РЕФЛЕКСИИ: ВРЕМЯ ИТОГОВ
Во втором выпуске издания ИНИОН РАН “Самосознание России” публикуются материалы, показывающие, как образованная российская элита понимала возможность разумного определения Пути России (2). Многим мыслителям казалась очевидной та истина, что традиционный, исторически сложившийся Путь России несет в себе коренной порок. Символом этого коренного порока, его квинтес-сенцией было рабство. Наглядным выражением рабства, разумеется, было крепостничество. Однако рабство было многолико: рабство политическое — это самодержавие, рабство духовное — это церковь.
Соответственно формировался и взгляд на историю России. История подсознательно разбивалась на две части: неправильную и правильную. Парадокс этой позиции заключался в том, что непра-вильной практически оказывалась вся история Рос
...
Читать дальше »
|
1. Методологическая специфика гуманитарного знания
Проблема методологической специфики гуманитарного знания возникла как своеобразная реакция на набирающую в XIX в. все большую силу позитивистскую ментальность.
Девятнадцатый век создал философский плацдарм, обеспечивший триумф научной ментальности в XX в. Позитивизм, однако, заложил предпосылки односторонней трактовки сущности научного мышления. Научное мышление заключалось позитивизмом в ограниченное теоретическое пространство: оно не могло выходить за рамки того, что дано человеку в опыте, т.е. фиксировалось органами его чувств или было результатом логических операций. Опыт служил основанием оценки логических заключений. Все, что выходило за рамки этого теоретического пространства, стало относиться к субъективной сфере, сфере “произвола” воображения, лежащего в основе религиозных и метафизических представл
...
Читать дальше »
|
1. Кризис “нового мышления”
История, как кажется, вновь сделала свой окончательный выбор. Фундаментальное изменение политической карты Восточной Европы, связанное с распадом социалистического содружества, Советского Союза, Организации Варшавского Договора, придало особый смысл интеграционным процессам в Западной Европе. С ними стала связываться общеевропейская перспектива. Они стали обретать характер символа, олицетворяющего новое будущее европейских стран, их цивилизационное единство. Как в этой ситуации оценить роль ОБСЕ? Сохранится ли она в качестве всеохватывающей и универсальной организации, определяющей соединение различных социальных и государственных структур? Или же, напротив, такие организации как НАТО или ЕС и ЗЕС, поскольку для них характерны эмпатия, взаимная прозрачность, духовное единство, тесные кооперативные и интеграционные связи, будут играть все более эффективную роль в обеспеч
...
Читать дальше »
|
РОССИЯ:
ГЕНЕЗИС И ОРГАНОН САМОСОЗНАНИЯ
Центр гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН ведет подготовку изданий, посвященных анализу специфики формирования и раскрытию содержания самосознания России. Учитывая, что вокруг этой проблемы сегодня ведется немало дискуссий, споров и предлагается множество ее решений, представляется полезным обратиться к фактам, определявшим процесс самопонимания Россией самой себя и своей роли в истории.
Не меньшее значение, чем факты, имеет теоретическое их объяснение на основе концептуальной интерпретации как происходивших сдвигов в российском самосознании, так и сформировавшихся относительных его констант.
1. Генезис российского самосознания
Проблема самосознания России подчас полагается эфемерной, не имеющей реального основания. Челове
...
Читать дальше »
|
Элита демократии
Удержание демократии в новом ее понимании невозможно без формирования стоящей на страже ее принципов и имеющей общественное влияние элиты. Ключевым признаком демократичес-кой элиты оказывается способность отстаивать принципы демократии в любых обстоятельствах, защищая их даже вопреки своим частным интересам. Это – реальный мандат для лидерства в условиях демократии. Через такое лидерство происходит формирование демократического самосознания масс.
Определение демократии как власти народа мало что дает в условиях, когда сам народ подвержен различным недемократичес-ким влияниям, оказывается раздробленным на антагонистические течения и группировки. Представитель любого такого течения, как правило, объявляет себя выразителем воли народа. Парадокс ситуации, однако, состоит в том, что так возникают многочисленные воли народа, которые оказываются несовместим
...
Читать дальше »
|
ЦИВИЛИЗОВАННАЯ ВЛАСТЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ
Тема “человек и власть”, ключевая с точки зрения правовой теории, сегодня приобрела для нашего общества особый практический смысл как проблема зрелости, а значит и стабильности происходящего у нас процесса демократизации.
Стабильность демократии является производной от экономических условий жизни общества. Экономическое процветание, обеспечивающее рост благосостояния большинства, снижает остроту социальных конфликтов, создает предпосылки согласия, а значит, и успеха демократического процесса. Очевидно и то, что необходима постоянная и достаточно прочная социальная база демократии.
В условиях глубокого экономического кризиса, все последствия которого трудно предугадать, а также слома прежних политических структур и изменения социальных ориентаций сама демократическая власть нередко рассматривается как причина кризиса.
...
Читать дальше »
|
III. Толерантность в историческом контексте XX в.
Смена критериев социальных и нравственных ценностей, изменение качества общественных систем формируют духовную сущность всемирной истории. Эта сущность оформляется как в острейших столкновениях, так и в процессе взаимной адаптации, заимствований, сложных синтезов различных культур.
Что определяет несовместимость культур и что позволяет осуществлять их органический синтез? На такого рода вопросы нет однозначных ответов. Опыт истории, однако, показывает, что качели духовного противостояния могут раскачаться так, что человечество будет катапультировано в историческое небытие.
XX в. создал предпосылки константности угрозы циви-лизационных конфликтов, п
...
Читать дальше »
|
ПЕРСПЕКТИВА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассмат-ривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизо-ванности, уровня политической культуры.
В силу необычайной интенсификации процессов взаимодейст-вия и взаимовлияния различных народов, цивилизаций, усиления процессов миграции проблема толерантности приобрела глобальный характер. Не случайно международное сообщество, Организация Объединенных Наций стремятся к тому, чтобы культивировать и распространять идеи и принципы толерантности.
Вместе с тем нельзя не заметить, что, несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования толерантности, в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие международное сотрудничество, порождающие острые межэтничес-кие и межцивилизационные конфликты. В чем причина усиления
...
Читать дальше »
|
Освобождение сознания от религиозных и метафизических иллюзий направляет поиск оснований надежности бытия в реалиях жизни. Этими реалиями, обеспечивающими надежность существования, оказываются способности человека к овладению (присвоению) и подчинению (господству). Индивид, олицетворяющий эти способности, обретает особую ауру в сознании других людей. Как кажется, он соприкасается с абсолютным.
Абсолютное, таким образом, становится эмпирически осяза-емым. Без понимания фундаментального стремления современного человека к соприкосновению с абсолютным и обеспечению надежности бытия, подойти к истокам насилия в наше время невоз-можно. Но на этой почве возникают и неразрешимые парадоксы.
Проблему насилия сегодня, кaк кажется, можно решить лишь путем ограничения сложившихся материальных ориентаций, их вытеснения универсальными принципами жизни. Но эти принципы обычно обретают старую форму бесконечной метафизической цели, объединяющей индивидов. Однако гармоничное духовное е
...
Читать дальше »
|
|