Процесс становления информационного общества дал толчок для переоценки ценностей, новой интерпретации ряда природных и социальных явлений. Так, процесс информатизации оценивался как ключевой этап в эволюции ноосферы, который означает резкое повышение интеллектуального потенциала цивилизации1), гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека. Информационное общество нередко рассматривается как особое коммуникационное состояние человечества, которое позволяет решать ключевые глобальные проблемы, в том числе и экономическую.
Очевидно, однако, что гармоничные отношения всюду нарушаются, сталкиваясь с насилием, которое пронизывает общество сверху донизу. Насилие – это явление, которое характеризует отношение человека и к природе, и к другому человеку. Человек постоянно мечтает о гармонии, но совершает действия, разрушающие гармоничные отношения. Он пытается создать локальную гармонию за общей дисгармонией.
Га
...
Читать дальше »
|
Новые тенденции стали предпосылкой сверхоптимистических прогнозов и общих ожиданий коренного изменения образа жизни людей, беспрецедентного процветания. Возникла широко распространенная уверенность в том, что ориентация на научно-технический прогресс является достаточным основанием формирования аутентичного социального бытия.
Характерны в этом отношении суждения, высказанные Джоном Нэсбитом и Патрицией Абердин1).
Они считают, что человек 90-х годов XX в. находится “на заре новой эры”, что перед ним открывается наиболее важное десятилетие в истории цивилизации, период поразительных, основанных на научных открытиях технологических инноваций, беспрецедентных экономических возможностей, удивительных политических реформ и великого культурного возрождения.
Вот некоторые основные тенденции этого периода:
– глобальный экономический бум, связанный с интеграционными процессами в мировой экономике. При этом не будет каких-либо пределов роста, свя
...
Читать дальше »
|
I. Классическая концепция homo faber.
Предварительные замечания
Во второй половине XIX – начале XX в. на основе прогресса научного знания сложилась концепция homo faber, которая представлялась последней точкой в раскрытии тайны человека. Прогресс научного знания сбросил с нее религиозную, метафизическую пелену. Человек предстал как звено в цепи естественной эволюции животного мира, как объект научного исследования. Вместе с тем и была определена специфика homo faber как животного, использующего и совершенствующего орудия труда для реализации неограниченных возможностей в изменении при-родной среды. Это качество, и выделяющее человека из животного мира, и соединяющее его с ним, определяло фундаментальные основания понимания истории человечества и ее закономерностей. Макс Шелер отмечал, что концепция hоmo faber получает свое классическое оформление в русле натуралистических, позитивистс-ких, прагматических
...
Читать дальше »
|
1. Источники страха
Страх становится предметом все более пристального анализа психологов, социологов, философов. Он все чаще попадает в поле зрения средств массовой информации. Страх кажется не только субъективным состоянием человека, но онтологической реальностью, пронизывающей всю атмосферу человеческого бытия.
Не случаен феноменальный успех произведений искусства, в которых в преувеличенном виде обыгрывается тема страха. Характерна популярность фильмов-ужасов. Признанным мастером этого жанра стал А.Хичкок. Переживание ужасов субъективно (как сопереживание состояний героев художественных произведений) доставляет удовольствие, если сам зритель находится и чувствует себя в относительной безопасности.
Иным оказывается восприятие угроз в условиях отсутствия безопасности. Страх сегодня используется в различных целях: как средство давления на поведение человека, его шантажа. Это — незаконные формы использования чувст
...
Читать дальше »
|
4. Феномен абсолютного эмпирического страха. Моральная паника
Абсолютный эмпирический страх — дитя XX в. Это страх перед угрозой всеобщего уничтожения путем использования средств, созданных самим человеком.
В ходе Второй мировой войны возникло представление о так называемом абсолютном оружии. Как известно, это представление было распространено в сознании немцев, подверженных влиянию нацистской пропаганды. Канун гибели гитлеризма, идеология которого была основана на постулате об абсолютной свободе политики от пут совести, нравственности и культуры, породил веру в возможность его чудесного спасения. Как мы теперь знаем, эта вера отражала в весьма искаженной форме ход работы над созданием атомной бомбы. Абсолютная свобода требует для своей реализации абсолютного оружия.
...
Читать дальше »
|
4. Государственный эзотеризм: как бы открытое общество
Поскольку индивид определяет себя как Демиурга, а “другого” лишь как объект реализации замысла, он не видит правовых и нравственных оснований своего тождества с ним. Поэтому внутренне он не принимает ни правовое государство, ни общество единой морали. Утверждение ментальности всеобщей индивидуальной свободы делает невозможным реализацию общих правил.
С одной стороны, общество остается необходимостью для всякого индивида, а с другой — оно кажется невозможным в условиях утверждения абсолютной свободы. Таков потенциальный тупик общественной жизни, возникающей в результате цивилизационного сдвига.
Разрешение этого противоречия кажется возможным лишь постольку, поскольку выполнение общих функций берет на
...
Читать дальше »
|
Полубогов священная плеяда
Давно исчезла. Смертные одни
Влачат свои бессмысленные дни,
Нет меры в горе, а в веселье лада.
Но никогда о жизни полноценной
Мечта не умирала. Среди тьмы
В иносказаньях, знаках, песнях мы
Обязаны беречь порыв священный.
Герман Гессе. Игра в бисер
Проблема эзотеризма сегодня оказалась в центре внимания не только исследователей-профессионалов, но и широкой публики. Взрыв интереса к эзотерическому пытаются объяснить различным образом. Иногда проводят аналогию между современной Россией и Германией 20-х — начала 30-х годов, в преддверии прихода фашистов к власти. Как известно, нацистские лидеры использовали средства эзотеризма для укрепления своих политических позиций. Нет сомнения, что пророчества нынешних предсказателей также нередко имеют очевидный политический подтекст, направлены на формирование определенного общественного мнения. Испол
...
Читать дальше »
|
|