Становление информационной Галактики де-факто соединяет информационную культуру с кодами локальных цивилизаций, несущих в себе различные религиозные конфессии. Идея соединения различных конфессий в единое целое, а вместе с тем и объединение церквей, высказывавшаяся на переломе XIX и ХХ вв., сегодня обретает новый смысл в контексте современного цивилизационного процесса. Традиционные религии так или иначе определяли конечную цель мира. Такое определение позволяло фиксировать действительную значимость событий жизни не с относительных, а с абсолютных позиций, которые уравнивали всех. Это предполагало наличие Универсального Субъекта, который как бы был и в то же время которого никто не видел. В современной цивилизационной эволюции реально возникает универсальный субъект – носитель универсальной энтелехии. Историче ... Читать дальше » |
Глава 8. Гуманитарное знание и информация:
|
Возможен ли цивилизационный прогресс?Символаты информационной культуры – информационная инфраструктура, видеоряд и метаобразование – это, в своем единстве, новый цивилизационный код. Носителем кода становится информационное сообщество. Идентичность членов информационного сообщества определяет его дух, обусловливающий его целостность. Эта целостность «парит над национальными, региональными, конфессиональными, этническими и иными особенностями. Реалии жизни информационного сообщества подталкивают к тому, чтобы рассматривать традиционные формы духовной идентичности как формы ложного самосознания. Однако как определять ложность или истинность духовной идентичности, выражающей код цивилизации? Груша и яблоко различны – они имеют разную форму и разный вкус. Но разве мы можем сказать, что яблоко – это истинный плод, а груша – ложный? Цивилизационную истинность ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 807 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Характер духовных ошибок в России
Интеллектуальные лидеры неоднократно оповещали общество, что они знают истину и знают, куда нужно вести дело. И народ с доверием воспринимал эти самоуверенные заявления. Реформации в России всегда возникают как следствие бескомпромиссной борьбы со злом. Но поскольку то, что определяется как зло, составляет саму ткань жизни, борьба со злом оборачивается и борьбой с российской жизнью. В этой борьбе и за ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 537 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Энтелехия и цивилизационное целоеКогда пытаются рассматривать Россию по аналогии со странами Запада, то обычно выделяют некие сходные элементы и на этом основании полагают, что и Россия и Запад подчиняются общим правилам цивилизационной эволюции. Но сопоставлять нужно не отдельные элементы, а цивилизационное целое Запада и России. По отношению к обществу целое не следует понимать как нечто данное эмпирически. Так, например, дом – это целое. Вы должны предпринимать действия по его ремонту, отоплению, освещению, водоснабжению и т. д., и в этом случае он будет нормально функционировать как целое, как дом, в котором можно нормально жить. Аналогичным образ ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 521 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Метаобразование в культурологическом контекстеКультурологический подход отличается от философского тем, что он не выходит за границы феноменальной реальности. И в этом смысле он сохраняет свой научный статус, давая реальные ориентиры личности в ситуации информационного сообщества. Это – ориентиры на основе картины жизни в субъект-объектном феноменальном мире. Первый вопрос, на который следует ответить в этой связи, – это вопрос о реальности пространства и времени феноменального мира. Является ли адекватной методология гуманитарного знания, различающая мир универсума и жизненный мир человека? Ведь кажется очевидным ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 555 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Локус несет в себе историческую информацию, которая делает его для своего обитателя естественным и понятным Домом. Дом – это Среда,близкая для человека; она воспринимается как его собственное продолжение. Она определяет особое, священное отношение к Почве. Локус – это не пустое, а «заполненное» информацией место. Эта «заполненность» определяет правила поведения индивида в данном локусе. «Переполненность» информацией, диктующей правила жизни в семье, в общине, в стране, может восприниматься и как отсутствие свободы. С этим связано тяготение к «пустым» местам. Существуют пустые места в буквальном смысле слова. В тайге, в тундре, пустыне отсутствует матери ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 626 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Видеоряд, проясняя целостность ситуационного бытия, формируя схематизм решения ситуационных проблем, не может, однако, прояснить проблему смысла жизни как целого. Казалось бы, жизнь складывается из суммы ситуаций. Однако жизнь – это и определе ное целое. Что такое целое жизни? Без ответа на этот вопрос не проясняется и ее смысл. Эффективное решение суммы жизненных ситуаций не означает реализацию смысла жизни. Ситуации ведут человека. Между тем человек находит в жизни свое удовлетворение, когда он сам ведет ситуации в соответствии с понятым смыслом своей жизни. Метаообразование является предпосылкой понимания смысла жизни как целого. Специфика метаообразования отчетливо выявляется в условиях информационного общества в контексте формирующейся информационной ку ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 761 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Анализ сущности информационных катастроф наглядно показывает Эту проблему нередко пытаются решать со старых позиций противопоставления духовной свободы и несвободы. В действительности, однако, здесь иная проблема – проблема обеспечения нормального развития информационного общества. Разве мы можем допустить Однако «строит ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 826 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Непроясненность как характеристика сознанияXX век, если рассматривать его с точки зрения духовного опыта человечества, открыл глаза на чрезмерность претензий рациональной ментальности на достижение полного и абсолютного знания. Представление, согласно которому, исходя из истинных предпосылок, свободных от субъективных нравственных представлений, человек может найти техническое решение любой задачи, опрокинуто исторической иронией. Вера в безграничные возможности техники и технологий привела к созданию возможностей самоуничтожения человека различными способами: либо путем применения оружия массового уничтожения, либо с помощью экологических «бомб». Вера в эмпирическую истину различий обернулась р ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 582 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|