Главная » Архив материалов

2. Теургия слова

Сильвейн Бромбергер (Массачусетский Институт Технологии), отмечая тот факт, что в области лингвистики была проведена лучшими умами великолепная исследовательская работа, вместе с тем признает, что в понимании сущности слова необходим прорыв, который позволит понимание слова включить в число более точных и теоретически регулируемых. И здесь многое предстоит еще сделать. Наиболее интересное его замечание состоит в том, что «философы могли бы быть наиболее полезными в этой работе»[1].

Замечание Бромбергера может показаться странным и даже загадочным, поскольку сам он относится к числу теоретиков, которые склоняются к дальнейшим эмпирическим открытиям, к большей унификации лингвистических дисциплин, к теоретическим инновациям, которые обращены к конкретным фактам, а не абстрактным идеям. Он призывает и философов повернуть свои метафизические бин ... Читать дальше »

Категория: СТАТЬИ Л.В. Скворцова | Просмотров: 135 | Добавил: retradazia | Дата: 22.06.2015 | Комментарии (0)

Л.В. Скворцов

МЕТАФИЗИКА СЛОВА
В КОНТЕКСТЕ ПЛАНЕТАРНОГО ЯЗЫКА

В условиях интенсификации глобализационных и миграционных процессов возникают острые проблемы культурной и языковой адаптации. Вместе с тем новые импульсы получает дискуссия о сущности и функциях Слова.

Исторически с толкованием сущности слова связывалась истина бытия.

Христианская эра утверждает божественную сущность Слова как начала истинного бытия, в котором заключена жизнь как «свет человеков»[1]. Соответственно рождается представление о реальности универсального нравственного ориентира истинного бытия. Его эмпирическим воплощением становится мир святых. Следуя его примеру, человек преодолевает свою конечную сущность, греховную ограниченность и приобщается к бесконечности.

Слово указывает путь человеку от конечности существования к бескон ... Читать дальше »

Категория: СТАТЬИ Л.В. Скворцова | Просмотров: 183 | Добавил: retradazia | Дата: 22.06.2015 | Комментарии (0)

 

6. «Плазма» как действительность самости:
цивилизационные последствия

 

Ханна Арендт в своей концепции здравого смысла исходила из несоответствия идеологических построений тоталитаризма действительной реальности. Возврат к действительной реальности означал освобождение парадигм коллективной самости от ориентации на приоритет идеологических смыслов и конечных исторических целей.

Представляется естественным, что индивид, чтобы освободиться от коллективных заблуждений идеологических построений, должен вернуться к самому себе, к достоверности своих представлений об истине ПУТИ.

Возврат самосознания личности к себе – это осознание как исходной реальности времени ... Читать дальше »

Категория: СТАТЬИ Л.В. Скворцова | Просмотров: 103 | Добавил: retradazia | Дата: 19.06.2015 | Комментарии (0)

5. Коллективная самость.

Хана Арендт: Интерпретация здравого смысла
как истины самости

Если философ высказывает научную истину, когда говорит, что чувственные данные человека приватны ему самому, то он имеет в виду и вытекающий отсюда вывод: поскольку индивид сосредотачивает в себе всю совокупность чувственных данных, знает их как целостность, то он тем самым выступает в качестве носителя истины самости. Истина самости совпадает с полнотой мировидения, как достоверного для индивида знания.

Это представление может быть перенесено и на истину коллективной самости. Коллективная самость характеризуется общи ... Читать дальше »

Категория: СТАТЬИ Л.В. Скворцова | Просмотров: 100 | Добавил: retradazia | Дата: 19.06.2015 | Комментарии (0)

 

4. Реалии человеческого универсума.
Людвиг Витгенштейн: Определение «прафеномена» самости

 

Если прав великий Гёте, и индивид несет в себе бесконечность, то истина самости зависит от способности выразить эту реальность в жизненном пути. Индивид «ухватывает» какую-то часть бесконечности и принимает ее за полную истину жизни. В конце пути жизни он обнаруживает, что «истина» оборачивается либо ошибкой, либо пустотой.

Каким образом конечный индивид в своей жизни может выразить бесконечность? Философия исторически стремилась дать вразумительный ответ на этот фундаментальный вопрос.

Философские тра ... Читать дальше »

Категория: СТАТЬИ Л.В. Скворцова | Просмотров: 104 | Добавил: retradazia | Дата: 19.06.2015 | Комментарии (0)

2. Трансцендентальный смысл самости:
 реальность или иллюзия?

 

Реальность самости, как условие творческой самореализации человека, это вместе с тем и условие рождения цивилизации как результат творчества человека.

Однако абсолютный характер самости как самый полный пункт своеволия, совпадающий с устранением самого себя из жизни, превращается в знак истины самодеструкции человека. И в этом смысле он оказывается фундаментальной угрозой для цивилизации. Эта цивилизационная проблема относится к внутренней духовной жизни человека, где не могут действовать механизмы насилия и внешнего порядка. В силу этого в качестве факторов устраняющих эту фундаментальную угрозу для цивилизации, выступают гениальные духовны ... Читать дальше »

Категория: СТАТЬИ Л.В. Скворцова | Просмотров: 140 | Добавил: retradazia | Дата: 19.06.2015 | Комментарии (0)

Л.В. Скворцов

 

САМОСТЬ (SELF)
КАК ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

 

 

Гуманитарное знание в широком смысле этого слова – это знание о человеке. Исторически, однако, гуманитарное знание превращается в определение состояния и качеств, делающих человека субъектом цивилизационной эволюции, постигающим основания выбора своих практических действий и образа своей жизни. Так человек оказывается перед проблемой самости (self), истины самоопределения.

В этом контексте гуманитарное знание приобретает проблемный характер: соответствуют или не соответствуют качества личности требованиям социума, обеспечивая гармонию цивилизационной эволюции или препятствуя ей? Могут ли из такого несоответствия возникать цивилизационные коллизии? И как мо ... Читать дальше »

Категория: СТАТЬИ Л.В. Скворцова | Просмотров: 202 | Добавил: retradazia | Дата: 18.06.2015 | Комментарии (0)

« 1 2 ... 12 13 14