8. Заключение. «Расчистка» онтологического горизонта: языки имперской меланхолии и абсолютизма пользователя сети Утверждение в цивилизационном самосознании философии паутины порождает «расчистку» онтологического горизонта. Это предполагает перевод смысловых ориентиров бытия из поля естественного универсума в поле технологического универсума, создаваемого человеком. С этим процессом связывается создание комфортности бытия. Проблема однако заключается в том, что в отношении человек – создаваемый универсум «испаряется» универсальная духовная сущность человека как смыслового полушария универсума. Утрата человеком универсальной духовной сущности вызывает интенсификацию языковых процессов, связанных с разрушением константных смысловых опор жизни. Происходящие в условиях глобализации языковые взаимодействия оказывают все более глубокое влияние на характер эволюции совре ... Читать дальше » |
6. Языковая «экструзия»[1] Адекватная оценка направлений и целей языковой политики во многом зависит от правильного понимания сущности и цивилизационных функций «третьей реальности». Стало быть осмысленная сущность «третьей реальности» – это ключевая предпосылка «управления» цивилизационной эволюцией и оценки ее стихийных процессов. Доминирующее состояние публичного языка – это показатель духовного здоровья или духовного заболевания общества. Этот показатель осложняется процессами интенсификации глобализации, изменяющей типы цивилизационных коммуникаций в различных – экономических, политических, культурных и научных – сферах жизни. Каково интегральное воздействие этих изменений? Его можно определить как языковую экструзию. Оценка феномена языковой экструзии зависит от понимания цивилизационной сущности « ... Читать дальше » |
4. Загадки происхождения языка Если субстанция слова обусловлена происхождением языка, в котором слово первоначально и обретает свою сущность, то проясняя происхождение языка, можно разорвать порочный круг метафизики и эмпиризма в истолковании слова. На самом деле, движение мысли от спекулятивной метафизики к эмпирическому истолкованию сущности слова, а затем к неизбежному возрождению метафизического мышления может восприниматься как попадание в замкнутый круг похожий на концептуальную мышеловку. Естественно предположить, что для того, чтобы выбраться из него необходимо опереться на научные данные. Это, прежде всего, результаты антропологических и опытных исследований. Полученные результаты и должны дать однозначный ответ на вопрос: откуда «взялся» человеческий язык, а значит и слово – простая и в то же время загадочная реальность? Дают ли новейшие научные исследования ответ на этот вопрос? В 2007 году в ИНИ ... Читать дальше » |
2. Теургия слова Сильвейн Бромбергер (Массачусетский Институт Технологии), отмечая тот факт, что в области лингвистики была проведена лучшими умами великолепная исследовательская работа, вместе с тем признает, что в понимании сущности слова необходим прорыв, который позволит понимание слова включить в число более точных и теоретически регулируемых. И здесь многое предстоит еще сделать. Наиболее интересное его замечание состоит в том, что «философы могли бы быть наиболее полезными в этой работе»[1]. Замечание Бромбергера может показаться странным и даже загадочным, поскольку сам он относится к числу теоретиков, которые склоняются к дальнейшим эмпирическим открытиям, к большей унификации лингвистических дисциплин, к теоретическим инновациям, которые обращены к конкретным фактам, а не абстрактным идеям. Он призывает и философов повернуть свои метафизические бин ... Читать дальше » |
Л.В. Скворцов МЕТАФИЗИКА СЛОВА В условиях интенсификации глобализационных и миграционных процессов возникают острые проблемы культурной и языковой адаптации. Вместе с тем новые импульсы получает дискуссия о сущности и функциях Слова. Исторически с толкованием сущности слова связывалась истина бытия. Христианская эра утверждает божественную сущность Слова как начала истинного бытия, в котором заключена жизнь как «свет человеков»[1]. Соответственно рождается представление о реальности универсального нравственного ориентира истинного бытия. Его эмпирическим воплощением становится мир святых. Следуя его примеру, человек преодолевает свою конечную сущность, греховную ограниченность и приобщается к бесконечности. Слово указывает путь человеку от конечности существования к бескон ... Читать дальше » |
6. «Плазма» как действительность самости:
Ханна Арендт в своей концепции здравого смысла исходила из несоответствия идеологических построений тоталитаризма действительной реальности. Возврат к действительной реальности означал освобождение парадигм коллективной самости от ориентации на приоритет идеологических смыслов и конечных исторических целей. Представляется естественным, что индивид, чтобы освободиться от коллективных заблуждений идеологических построений, должен вернуться к самому себе, к достоверности своих представлений об истине ПУТИ. Возврат самосознания личности к себе – это осознание как исходной реальности времени ... Читать дальше » |
5. Коллективная самость. Хана Арендт: Интерпретация здравого смысла Если философ высказывает научную истину, когда говорит, что чувственные данные человека приватны ему самому, то он имеет в виду и вытекающий отсюда вывод: поскольку индивид сосредотачивает в себе всю совокупность чувственных данных, знает их как целостность, то он тем самым выступает в качестве носителя истины самости. Истина самости совпадает с полнотой мировидения, как достоверного для индивида знания. Это представление может быть перенесено и на истину коллективной самости. Коллективная самость характеризуется общи ... Читать дальше » |
4. Реалии человеческого универсума.
Если прав великий Гёте, и индивид несет в себе бесконечность, то истина самости зависит от способности выразить эту реальность в жизненном пути. Индивид «ухватывает» какую-то часть бесконечности и принимает ее за полную истину жизни. В конце пути жизни он обнаруживает, что «истина» оборачивается либо ошибкой, либо пустотой. Каким образом конечный индивид в своей жизни может выразить бесконечность? Философия исторически стремилась дать вразумительный ответ на этот фундаментальный вопрос. Философские тра ... Читать дальше » |
2. Трансцендентальный смысл самости:
Реальность самости, как условие творческой самореализации человека, это вместе с тем и условие рождения цивилизации как результат творчества человека. Однако абсолютный характер самости как самый полный пункт своеволия, совпадающий с устранением самого себя из жизни, превращается в знак истины самодеструкции человека. И в этом смысле он оказывается фундаментальной угрозой для цивилизации. Эта цивилизационная проблема относится к внутренней духовной жизни человека, где не могут действовать механизмы насилия и внешнего порядка. В силу этого в качестве факторов устраняющих эту фундаментальную угрозу для цивилизации, выступают гениальные духовны ... Читать дальше » |
Л.В. Скворцов
САМОСТЬ (SELF)
Гуманитарное знание в широком смысле этого слова – это знание о человеке. Исторически, однако, гуманитарное знание превращается в определение состояния и качеств, делающих человека субъектом цивилизационной эволюции, постигающим основания выбора своих практических действий и образа своей жизни. Так человек оказывается перед проблемой самости (self), истины самоопределения. В этом контексте гуманитарное знание приобретает проблемный характер: соответствуют или не соответствуют качества личности требованиям социума, обеспечивая гармонию цивилизационной эволюции или препятствуя ей? Могут ли из такого несоответствия возникать цивилизационные коллизии? И как мо ... Читать дальше » |