о работе Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН в 2016 г. Наш Центр нацелен на информационно-аналитическое освещение проблем культуры в широком смысле этого слова. «Культура – дорога в будущее» – так оценил президент В.В. Путин работу в сфере культуры, выступая 4 ноября 2016 г. в День независимости России. Стало быть наша информационно-аналитическая работа нацелена на цивилизационное будущее России. В центре внимания нашей работы в 2016 г. были, естественно, подготовка и выпуск периодических подписных изданий – серий 3, 6, 7 реферативного журнала «Социальные и гуманитарные науки», дайджеста «Культурология» и «Литературоведческого журнала». Сотрудники Центра, несмотря на известные трудности с информационным и техническим обеспечением аналитической работы, справлялись с возникающими проблемам ... Читать дальше » |
Уважаемые коллеги! Я второй раз заслушал доклад Александра Борисовича и скажу откровенно с не меньшим, если не большим интересом. Изменение названия доклада, казалось бы отражает сдвиг концептуальных предложений в правильном направлении. Если проблемы инфосферы – это один из приоритетов фундаментальных исследований ИНИОН, то это значит, что докладчик признает наличие и других приоритетов. Однако знакомство с содержанием доклада говорит о том, что каких-либо других приоритетов существовать не должно. Как нам к этому относиться? Как понимать функциональную роль ИНИОН как академического института? Мы невольно обращаемся к истории вопроса: для чего создавался ИНИОН? Была ли определена его стратегическая функция? Институт создавался в ситуации, когда наметились кризисные тенденции в идеологии, и необходимо было информационно-аналитическое знание о сос ... Читать дальше » |
Проблема стратегии ИНИОН не может не волновать нас. Это – проблема сохранения адекватного научного видения глобальной ситуации. Создание и развитие ИНИОН служило этой цели. В докладе А.Б. Антопольского предлагается кардинальная смена цели. По сути дела речь идет о сосредоточении информационно-аналитической деятельности ИНИОН в исследовании новой онтологии инфосферы, в анализе информационных и когнитивных технологий в России и современном мире, стать методическим центром оценки ценности научных ресурсов, размещаемых в Интернете. Доклад А.Б. Антопольского был разослан заранее. Я ознакомился с документом. Документ содержит откровенные формулировки и в этом его ценность: он обнажает существо предлагаемой концепции реорганизации ИНИОН. Документ предваряет интересная заставка Ю.Б. Черного о глобальном мозге. Она воспринимается как философский исходный пункт, оправдывающий последующие рассуждения, в том числе и приоритет информационной ... Читать дальше » |
Что означает в реалиях жизни эрозия цивилизационной доблести, обнаружил период неолиберальных реформ в России. Период неолиберальных реформ воспринимался как «сбрасывание» с реального человека, как он есть «на самом деле», всех и всяческих масок. Цивилизационная маска скрывает подлинную самоидентификацию индивида. Поскольку индивид не видит в маске истины цивилизационного бытия, он усматривает в себе самомабсолютный центр истины жизни, над которой нет смысла возвышаться, если следовать внутренней свободе. Цивилизационная маска отражает официальный взгляд на гражданскую доблесть. Внутренняя свобода порождает ироническое отношение к цивилизационной маске. Так возникает феномен двоемыслия. Рождается стремление «опустить» все до самого себя. Из цивилизации как целого абсолютный смысл перех ... Читать дальше » |
Национальная идея играет роль того общего солнца, которое в равной мере обогревает каждого – и богача, и бедняка, и сановника и рядового гражданина, и православного и мусульманина, и русского и еврея. Национальная идея имеет либо форму целевых универсалий, либо форму символов. Обращение к национальной идее в современной России было не случайным. Национальная идея казалась тем духовным мостом, который можно построить над социально-экономической пропастью, разделившей «реформированную» Россию. Однако сразу же выявились и серьезные трудности в конкретизации национальной идеи применительно к современной ситуации. Исторически национальная идея как исходное основание адекватной самоидентификации возникает в качестве антипода сословному неравенству, деспотизму феодальных властителей и территориальной раздробленности средневековья. ... Читать дальше » |
или цивилизационная доблесть? Жизненный опыт подсказывает, что превращение в фикцию доблести, справедливости, правды и совести происходит в результате признания денег в качестве смыслового приоритета цивилизационного поведения. Следствием признания приоритета денег становится превращение индекса эгоцентризма в сущность самости. Индекс эгоцентризма как выражение внутренней сущности самости полагается теперь выводом объективного знания. Очевидно, что такой подход порождает редукционизм, игнорирующий приоритетное значение цивилизационных качеств человека. Деньги в цивилизационном смысле абстракты: они не содержат понятий исторического прошлого и будущего народа, общих условий его самосохранения. Они являются условием жизни конкретного собственника как частного лица. Поэтому сказать «я – р ... Читать дальше » |
ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМОДЕСТРУКЦИИ Действующие альтернативы истин цивилизационной жизни, поскольку они получают практическую реализацию в конкретной цивилизации, могут оказаться причиной ее самодеструкции. Феномен самодеструкции может рассматриваться как проявление специфики цивилизационного детерминизма.
Понять своеобразие цивилизационного детерминизма невозможно без раскрытия смысла самоидентификации исторического субъекта. Определение точек перехода цивилизационного могущества в формы его самораспада связано с выявлением типологии деструктивных воздействий самосознания и практического самоопределения цивилизационного субъекта. Это – специфический внутренний мир цивилизации. Исследователи обычно делают основной акцент на внешних формах цивилизации. Цивилизация &ndash ... Читать дальше » |
Философский комментарий
«СМЕРТЬ ФИЛОСОФИИ»: ЗАКОНЫ ФИЗИКИ
Вышла в свет на русском языке книга «Высший замысел», автором которой является Стивен Хокинг, занимающий кафедру Исаака Ньютона в Кембридже. Соавтором книги является Леонард Млодинов, специалист по квантовой теории и теории хаоса[1]. Авторы книги ставят следующие вопросы: «Как понять мир, в котором мы “оказались”?.. В чем суть реальности? Откуда все это взялось? Нуждается ли Вселенная в Творце?.. Традиционно на такие вопросы отвечала философия. Но сейчас она мертва»[2]. Все образованные личности, причисляющие себя к кругу философии, должны испытать при чтении этого утверждения духовный шок. Ра ... Читать дальше » |
Цивилизационные размышления: Оглавление
Предисловие
Глава I. Россия: Проблемы правильности пути 1. Что такое цивилизационная «правильность»? 2. Цивилизационный обскурантизм 3. Восточная традиция: разгадка тайны бытия 4. Фигура судьи истории. В.В. Розанов 5. Проблема цивилизационного дизайна
Глава II. Вариации цивилизационного пути 1. Верный путь – путь самоотречения? 2. Путь «прекрасного бытия» как движение к красоте быта 3. Семантика правильной жизни. 4. Сущес ... Читать дальше » |
Л.В.СКВОРЦОВ Об ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Центр гуманитарных научно-информационных исследований, (cозданный в 1997 г.; в определении основных целей и задач своей деятельности встретился с рядом принципиальных методологических проблем. Совершенно очевидно, что гуманитарное знание, поскольку оно выявляет реальное состояние субъекта, описывает его, определяет динамику и тенденции его эволюции, не укладывается в традиционные представления, сложившиеся в рамках позитивистской философии, о тождестве, принципиальном единстве законов природы и общества. Естествознание абстрагируется от в ... Читать дальше » |