Новые тенденции стали предпосылкой сверхоптимистических прогнозов и общих ожиданий коренного изменения образа жизни людей, беспрецедентного процветания. Возникла широко распространенная уверенность в том, что ориентация на научно-технический прогресс является достаточным основанием формирования аутентичного социального бытия. |
I. Классическая концепция homo faber. Во второй половине XIX – начале XX в. на основе прогресса научного знания сложилась концепция homo faber, которая представлялась последней точкой в раскрытии тайны человека. Прогресс научного знания сбросил с нее религиозную, метафизическую пелену. Человек предстал как звено в цепи естественной эволюции животного мира, как объект научного исследования. Вместе с тем и была определена специфика homo faber как животного, использующего и совершенствующего орудия труда для реализации неограниченных возможностей в изменении при-родной среды. Это качество, и выделяющее человека из животного мира, и соединяющее его с ним, определяло фундаментальные основания понимания истории человечества и ее закономерностей. Макс Шелер отмечал, что концепция hоmo faber получает свое классическое оформление в русле натуралистических, позитивистс-ких, прагматических ... Читать дальше »
Категория: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ И ГУМАНИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ |
Просмотров: 760 |
|
Дата: 14.07.2015
| Комментарии (0)
|
1. Источники страха Страх становится предметом все более пристального анализа психологов, социологов, философов. Он все чаще попадает в поле зрения средств массовой информации. Страх кажется не только субъективным состоянием человека, но онтологической реальностью, пронизывающей всю атмосферу человеческого бытия. Не случаен феноменальный успех произведений искусства, в которых в преувеличенном виде обыгрывается тема страха. Характерна популярность фильмов-ужасов. Признанным мастером этого жанра стал А.Хичкок. Переживание ужасов субъективно (как сопереживание состояний героев художественных произведений) доставляет удовольствие, если сам зритель находится и чувствует себя в относительной безопасности. Иным оказывается восприятие угроз в условиях отсутствия безопасности. Страх сегодня используется в различных целях: как средство давления на поведение человека, его шантажа. Это — незаконные формы использования чувст ... Читать дальше »
Категория: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ И ГУМАНИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ |
Просмотров: 820 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
4. Феномен абсолютного эмпирического страха. Моральная паника Абсолютный эмпирический страх — дитя XX в. Это страх перед угрозой всеобщего уничтожения путем использования средств, созданных самим человеком. В ходе Второй мировой войны возникло представление о так называемом абсолютном оружии. Как известно, это представление было распространено в сознании немцев, подверженных влиянию нацистской пропаганды. Канун гибели гитлеризма, идеология которого была основана на постулате об абсолютной свободе политики от пут совести, нравственности и культуры, породил веру в возможность его чудесного спасения. Как мы теперь знаем, эта вера отражала в весьма искаженной форме ход работы над созданием атомной бомбы. Абсолютная свобода требует для своей реализации абсолютного оружия. ... Читать дальше »
Категория: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ И ГУМАНИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ |
Просмотров: 725 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
4. Государственный эзотеризм: как бы открытое общество Поскольку индивид определяет себя как Демиурга, а “другого” лишь как объект реализации замысла, он не видит правовых и нравственных оснований своего тождества с ним. Поэтому внутренне он не принимает ни правовое государство, ни общество единой морали. Утверждение ментальности всеобщей индивидуальной свободы делает невозможным реализацию общих правил. С одной стороны, общество остается необходимостью для всякого индивида, а с другой — оно кажется невозможным в условиях утверждения абсолютной свободы. Таков потенциальный тупик общественной жизни, возникающей в результате цивилизационного сдвига. Разрешение этого противоречия кажется возможным лишь постольку, поскольку выполнение общих функций берет на ... Читать дальше »
Категория: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ И ГУМАНИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ |
Просмотров: 532 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Полубогов священная плеяда Но никогда о жизни полноценной Герман Гессе. Игра в бисер Проблема эзотеризма сегодня оказалась в центре внимания не только исследователей-профессионалов, но и широкой публики. Взрыв интереса к эзотерическому пытаются объяснить различным образом. Иногда проводят аналогию между современной Россией и Германией 20-х — начала 30-х годов, в преддверии прихода фашистов к власти. Как известно, нацистские лидеры использовали средства эзотеризма для укрепления своих политических позиций. Нет сомнения, что пророчества нынешних предсказателей также нередко имеют очевидный политический подтекст, направлены на формирование определенного общественного мнения. Испол ... Читать дальше »
Категория: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ И ГУМАНИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ |
Просмотров: 745 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Категория: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ И ГУМАНИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ |
Просмотров: 1365 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Если нормальное общество зависит от коллективного свободного выбора, то тогда закономерно встает вопрос: на что должен быть нацелен этот выбор и как добывается знание об основаниях этого выбора? Нормальное общество, как и всякое иное, есть нечто целое. Стало быть, целенаправленность выбора зависит от способности выделять целое, находить его эмпирический эквивалент. Вторая задача, связанная с первой, заключается в обеспечении сохранности целого. Целое есть определенная гармония. Соответственно, каждое общество должно вырабатывать свое сакральное отношение к целому, формирование у всех общего отношения к этому целому. Только таким образом все население, обитаю ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 582 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Цивилизация как единство самосознания и жизнедеятельности субъектаПопытки выделить из эмпирической истории общие цивилизационные константы имеют ограниченное теоретическое значение. Парадоксальным образом эмпирические формы обретают в теоретическом сознании характер априорных идеальных форм, имеющих, в силу своей идеальности, внеисторическое содержание. В ХХ в. получает широкое распространение отождествление эволюции цивилизации с техническим прогрессом и прогрессом потребления. Такое отождествление подталкивает к интерпретации процесса глобализации как абстрактной универсализации жизни на планете, эрозии локальных цивилизаций и специфики этносов – их носителей. ... Читать дальше »
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 737 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|
Мандала. Вторым фундаментальным условием сохранения жизни является установление гармоничных отношений человека с природой. ХХ век породил критическую ситуацию в отношениях человека и природы. Общая формула прогресса, в соответствии с которой В итоге человек столкнулся с проблемой выработки адекватного отношения к феноменальному миру как целому. Как оказалось, эта проблема не имеет технического решения. Нельзя создать техническую конструкцию или прибор, который обеспечил бы адекватность этого отношения. Нельзя найти математическую формулу, физический
Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ |
Просмотров: 624 |
|
Дата: 09.07.2015
| Комментарии (0)
|