И.Л.ГАЛИНСКАЯ[1] ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИЗДАНИЯХ ОТДЕЛА КУЛЬТУРОЛОГИИ ИНИОН РАН
Изучение современных социокультурных процессов не может эффективно осуществляться в отрыве от научно-исследовательской и научно-информационной деятельности в области теории культуры и исторической культурологии. Содержание культурологии и сравнительно недавнее ее выделение в нашей стране в самостоятельное научное направление позволяет охватывать в научном и информационном исследований общество как единую культурную целостность. Культурология включает теоретический срез, т.е. теорию культуры, построение инвариантных моделей культуры, и исторический срез, т.е. историческую культурологию, показ реального развития культуры. Таким образом, теоретический и исторический способы рассмотрения культурного бытия человека образуют в культурологии единство. Как научная дисциплина, культурология сформировалась на стыке философии, этнографии, социологии, истории, филологии, искусствознания и антропологии. Она изучает знание о технологиях человеческой деятельности и место этого знания в системе общественного сознания. Иными словами, культурология рассматривает картину мира того или иного общества. Исходя из такого понимания предмета, культурология есть знание о прошлой и современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях и перспективой развития. В ряду нелегких внутренних кризисных ситуаций, болезненно переживаемых сегодня российским обществом, глубоко беспокоит кризис морали, культуры и нравственности, т.е. одного из ключевых факторов формирования цивилизованного облика человека и социума. Вот почему основной акцент в работе Отдела культурологии ИНИОН РАН (первоначальное название — Лаборатория теории и истории культуры), созданного в конце 1990 г., был сделан на освещении культурологической проблематики, ибо, на наш взгляд, именно такие публикации могли в какой-то степени помочь россиянам в преодолении морального, культурного и нравственного кризиса. Термины «культурология» и «культуролог», пришедшие к нам с Запада, получили распространение у нас лишь в последние ней сколько лет. Достаточно сказать, что в орфографическом словаре русского языка, выпущенном издательством «Русский язык» совместная Институтом русского языка РАН в 1991 г., слова «культурология» и «культуролог» вообще не значатся, хотя культурология как науки сформировалась давно.[2] Показываем, чем является мир для человека, каким смыслом мир наполнен, культурология является и вузовской дисциплиной. О том, сколь широка социокультурная проблематика, дает представление произведенный в свое время американскими социологами подсчет, согласно которому у самого понятия «культура» имеется и сколько сотен определений научного характера. Расположились же все эти дефиниции в диапазоне таких понятий, как «развитой интеллект», «процессы развития интеллекта», «средства осуществлена процессов развития интеллекта»[3]. Примечательно также, что уже много лет идет непрерывная полемика вокруг определения сущности культуры. Одни из ученых отождествляют культуру с цивилизацией другие противопоставляют культуру цивилизации, третьи предлагают делить культуру на народную, рабочую, молодежную, массовую, элитарную и т.д. В непрекращающейся полемике можно условно выделить три направления: споры о значимости продуктов культуры, о ее генезисе и, наконец, о функции культуры в историческом процессе. Большинство культурологов — и западных, и российских (а тут стоит сказать, что хотя термин «культурология» официально в России принят не был, но культурологи были всегда, причем первоклассные) — склонны понимать культуру как «душу народа», т.е. как совокупность знаний, верований, морали, искусства, разнообразных отношений, обычаев и т.д. В 90-е годы в зарубежной культурологии и социологии началась дискуссия о том, возможна ли единая глобальная культура. Одни ученые считают, что наш мир состоит из множества; конкурирующих между собою национальных культур. Другие напрочь отвергают даже мысль о том, что в мире существуют отдельное национальные культуры. Осуществление идеи «глобальной культуры», пишет английский социолог Э.Д.Смит, видимо, возможны только в межпланетарном смысле, ибо если под культурой подразумевается «коллективный образ жизни», или весь репертуар верований, воспоминаний, стилей, ценностей и символов, слитых воедино и поддерживаемых народным сознанием, то мы можем говорить только о «культурах», но никак не о единой глобальной культуре[4]. С другой стороны, английский же социолог Р.Робертсон утверждает, что глобализация культуры происходит постоянно, причем началась она еще в середине XV в., и процесс этот прошел за пять с половиной веков ряд фаз, приведших в конце концов в 90-е годы XX в. к «консолидации глобальной системы масс-медиа»[5]. Если согласиться с научной дефиницией культуры, предложенной известным отечественным культурологом Б.А. Успенским, то культуру можно определить как систему коллективной памяти и коллективного сознания, которая предстает как язык или же совокупность языков, распределенных по своим функциям. Ведь язык, пишет Б.А. Успенский, это не только система коммуникации, это также система хранения и организации информации. «Это своего рода фильтр, определенным образом организующий поступающую к нам информацию, и, вместе с тем, объединяющий всех тех, кто воспринимает ее одинаковым образом. Другими словами: язык — это не только система коммуникации между людьми, это вообще система коммуникации между человеком и окружающей его (внеположенной ему) действительностью»[6]. Источником беспредельной информации и коммуникации является в настоящее время планетарная компьютерная сеть Интернет, состоящая из сотен более мелких сетей и растущая день ото дня. В 2000 г., уверены американские социологи и культурологи, практически все население США и значительная часть населения других стран будут пользоваться Интернетом по месту работы или жительства. «Понятие Интернет трудно поддается определению, — пишет американский социолог Х. Майкле, — поскольку включает в себя слишком много информации по различным направлениям, которой используется огромное число разных людей»[7]. Как заметил один из крупнейших публицистов XX в. Мэлколм Мэггеридж, все серьезные проблемы ныне стали глобальными, ибо мы живем во «всемирной деревне». В конце 1998 г. в Праге проводился всемирный «Форум 2000» на тему «Глобализация науки, культуры и достижений цивилизации», Российский правозащитник Сергей Ковалев, выступая на этом форуме, сказал, что мы стали единым человечеством. Человечеству не к чему апеллировать, кроме как к своему сознанию. Но весь ужас в том, что сфера человеческого сознания отстает от технологических процессов. Абсолютные планетарные процессы технологически существуют, но планетарного сознания пока еще нет. Однако наряду с глобализацией культуры все больше и больше стран проявляют в настоящее время сепаратистские националистические тенденции, так что интеграция человечества в одну единственную глобальную культуру — процесс длительный и встречающийся со множеством самых разнообразных препятствий. Известный специалист по социологии культуры Н. Элиас считает процесс глобализации человеческого общества, а следовательно и культуры, чрезвычайно медленным и долговременным в связи с наличием межгосударственных конфликтов и войн, а более всего — в связи с наличием в мире ядерных вооружений. Обратимся теперь к сегодняшней российской культурной ситуации. Как известно, переход к новым общественным ценностям — демократии, правового государства и рыночного хозяйства — связан с вытеснением прежних идеалов (т.е. идеалов растворения личности в коллективе) приоритетами индивидуального успеха. Этика дисциплины и ограничения вытесняется риском предпринимательства, этикой личного успеха и зажиточности. Все это, в свою очередь, связано не только с социальным, но и с культурным шоком для миллионов людей, с определенной дезориентацией и дестабилизацией сознания и поведения. Изучение современных социокультурных процессов не может быть эффективным в отрыве от научно-исследовательской и научно-информационной деятельности в области культурологии, как теоретической, так и исторической. Осуществленное в России несколько лет тому назад выделение культурологии в самостоятельное направление знания, развитие культурологии как науки и введение ее в качестве специальной дисциплины в систему гуманитарного образования в российских вузах сделали фундаментальные исследования в той области и их научно-информационое обеспечение первоочередной задачей. Научная информация по культурологии представляет собой свод и компендиум социальной памяти общества. Ведь культура – это не просто знание и память человечества о самом себе, но «творческая атмосфера», т.е. по определению академика Д.С. Лихачева, «сфера розданной человеком культуры нравственной среды, без которой он перестает быть человеком»[8]. Приоритетными направлениями в сфере возрождения духовности и возрастания роли культурологии являются проблемы мировой культурологической мысли, теории цивилизаций, истории культуры России и русского зарубежья, необходимость механизмов формирования новых культурных установок, новых стереотипов поведения различных социокультурных групп. А для ИНИОИ РАН, и в частности для Отдела культурологии Института — это необходимость научно-информационного освещения названных проблем и их научного анализа. Первостепенное значение приобретает, естественно, анализ тенденций в культуре мышления и поведения общественных Групп и этносов различного культурного, социального и психологического типа и оценка их с точки зрения гуманистических принципов сосуществования людей в обществе социального и национального согласия в правовом, экономически стабильном государстве. Важной задачей является также изучение антигуманистических проявлений в массовом поведении и в межличностных отношениях, ибо переходная ситуация в жизни общества, осознаваемая многими как нравственный кризис, может быть осмыслена только в контексте логики развития гуманистических ориентации. Ведь исследование перспектив духовного обновления общества неотделимо от раскрытия причин девальвации ряда ценностей. Разрыв с культурным наследием предопределил в России ситуацию, когда историческое сознание, историческая память вытеснялись мифосознанием. Мифологизация общественного сознания стирала, вымарывала из исторической памяти целые эпохи, события, персонажи и факты. Обращение к культурной истории России — к характеру интеллектуальных, духовных и художественных достижений, как и к формам социально-хозяйственной эволюции страны 8 прошлом, — позволяет уяснить существенную для нынешнего времени общность русской культуры с общеевропейской. Отечественная ретроспектива способна продемонстрировать, что Россия, обладая своим самобытным лицом, полноправно входили в семью европейских народов, поскольку имела единые со всей западной цивилизацией корни, давшие универсальный культурная синтез, — античность и христианство. Углубленное систематическое знакомство с русскими культурными традициями не только способствует духовному просвещению общества, но и дает жизненно важные ответы на актуальные запросы времени, ибо русская философская общественная и вообще культурная мысль уже предлагала в свое время решение тех самых проблем, которые стоят сейчас перед нашей современностью. Создание системы информации по культурологии является в настоящее время насущной необходимостью, поскольку в современных условиях все измерения культуры — теоретические, исторические, практические — приобретают особую актуальность. Ведь преодоление духовного кризиса общества происходит прежде всего на путях освоения культурных ценностей. Эта Деятельность осуществляется Отделом культурологии ИНИОН РАН в следующих четырех направлениях: 1) выпуск периодических и сериальных научно-аналитических и научно-информационных изданий по теории и истории культуры; 2) подготовка учебных информационных культурологических изданий для студентов, аспирантов и широкой гуманитарной аудитории; 3) подготовка и издание переводов трудов классиков культурологии и современных зарубежных культурологов, предназначенных как для специалистов-культурологов, так и широкой аудиторий с гуманитарными Интересами; 4) подготовка справочных культурологических изданий.
Издающийся Отделом культурологии дайджест «Культурология» — периодическое издание, посвященное истории становления культурологии как науки и ее современному состоянию. В дайджесте представлены культурно-антропологические, психоаналитические, социологические, философские идеи в культурологии. Дайджест включает статьи, обзоры, рефераты, сокращенные переводы, аннотаций, перепечатки, извлечения из отдельных публикаций и др. В дайджесте «Культурология» представлены материалы, основанные на новейшей отечественной и зарубежной литературе по культурологии, а также материалы, впервые перепечатывающиеся из русских изданий прошлых лет. Альманах «ЭОН» («эон» — понятие, означающее по-гречески «век, эпоха, вечность», а в философских учениях — целую эру или мировой цикл) ставит задачу отразить назревшую Потребность в подведении итогов двухтысячной историй цивилизации и в оценке пути, пройденного за это время культурой. Задача издания — помочь в постижении духовно-эстетического смысла каждого из культурных феноменов, а также в уяснении иерархии культурного бытия. В альманахе «ЭОН» представлены следующие темы: философская классика XX в., эпистолярное наследие, новые веяния, исторические варианты, из неопубликованного, культурное самосознание, искусство и метафизика, а также этюды и рецензии, статьи к памятным датам. В выпусках другого альманаха — «Лики культуры» освещались разные подходы к пониманию культуры и места в современном, обществе, печатались статьи по типологии культуры, переводы фрагментов работ ведущих культурологов Запада, а также еще не появившиеся в современных изданиях статьи русских культурологов конца XIX – начала XX в., публиковались работы ученых русского зарубежья и статьи отечественных культурологов, написанные специально для этого альманаха. Так, например, в выпуске альманаха «Лики культуры», имеющем подзаголовок «Начала высшей культуры», были опубликованы работы Ф.А.Степуна, Р.Кронера, Г.Зиммеля, ГЛашш и др., а также статья современного исследователя С.Торопцева «Новый Год на пальце Будды», в которой рассказывается о его посещении Китая. А в выпуске альманаха «Лики культуры», озаглавленном «Музыка души и музыка слова», помимо работ Ромена Роллана, В.Вейдле и Ю.Айхенвальда, была опубликована статья А.М.Михайлова «Архитектура как застывшая музыка», перепечатанная из сборника «Античная культура и современная наука» (М., 1995). В одном из выпусков антологии «Культурология XX век», озаглавленном «Кризис культуры», помещены фрагменты работ Э. Гуссерля, К. Ясперса, Г. Зиммеля, Т. Лессинга и Д. Шпенглера. Boобще же три выпуска антологии «Культурология XX век» представляют собой тематические сборники, посвященные культурологическим трудам зарубежных неогегельянцев и неокантианцев, феноменологической концепции кризиса культуры, пониманию культуры я «философии жизни», социологии культуры, культурной антропологии, аксиологии. Отделом культурологии подготовлено и издано более 20 выпусков переводов трудов наиболее известных западных культурологом среди них труды К.Манхейма «Проблема интеллигенции» (в двух томах), «Человек и общество в век преобразования» и «Очерки социологии знания», работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли, работы Анджея Валицкого о консервативной и либеральной утопии (в двух томах), работы М. Бубера «Я и Ты» и «Проблема человека», труды Э. Фромма «Из плена иллюзий» и «Искусство любить», избранные труды В. Виндельбанда по философии культуры «Социологические теории современности» Питирима Сорокина, «Христианство и мировые религии» П. Тиллиха, «Философия веры» К.Леперса, «Персонализм» Э.Мунье, «Сознание и любовь» Г.Мадинье, «Все для всех» К.Теплица, «Иисус» Д.Флуссера, «Области человеческого бессознательного: Исследования с помощью ЛСД» С.Грофа, «Человек перед лицом смерти» С.Грофа и Дж. Галифакс и ряд других произведений. Отделом культурологии была издана в серии «Теория и история Культуры» хрестоматия для вузов «Теория культуры. Отечественные исследования». Хрестоматия охватывает основной массив теоретических проблем изучения культуры. Развитие понимания феномена культуры идет в хрестоматии от социально-функционального определения к проблеме многообразия конкретно-исторических форм культуры. Хрестоматия включает следующие разделы: «Человеческая деятельность», «Культура как деятельность», «Культура как информационное поле общества», «Происхождение культуры», «Культура и цивилизация» и др. В Отделе культурологии подготовлены и изданы две монографии И.Л.Галинской «Льюис Кэрролл и загадки его текстов» (М: ИНИОН, 1995) и «Ключи к роману Маргарет Митчелл, IУнесенные ветром» (М.: ИНИОН, 1997). Основные направления аналитической и научно-информационной работы Отдела культурологии: — философия и социология культуры; — теория культуры; — культурная антропология; — гражданская культура; — теория и история словесных форм художественной культуры; — теория и история пространственно-временных форм художественной культуры; — культура и религия; — теория и история культурной среды; — художественные модели мироздания; — история мировой культурологической мысли; — культура средних веков, эпохи Возрождения и начала Нового времени: — взаимодействие и взаимовлияние культур; — урбанизация и культура; — этнические стереотипы в культуре и общественном сознании; — человек и природа; — русское зарубежье; — символические знаки различных культур; — мифология древняя и современная; — культурологические идеи Востока; — массовая культура; — музееведение; — феномены земные и небесные; — российские культурологи; — методология гуманитарного здания.
[1] Галинская Ирина Львовна – д-р филол. наук, зав. Отделом культурологии ИНИОН РАН. [2] См.: Орфографический словарь русского языка. 29-е изд. испр. и допол., М., 1991. С.148 [3] См. об этом: 50x50. Опыт словаря нового мышления. М., 1999. 560 с, [4] Smit A.P. Towards a global culture//Theory, culture a. soc. – L., etc., 1990. Vol.7, N 2-3. P. 171. [5] Robertson R. Mapping the global condition: Globalization as the central concept // Ibid. P.26-27. [6] Успенкий Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика историй. Семиотика культуры. М:; 1994. С.6. [7] Майкле X. Система Интернет // США - экономика, политика, идеология. М, 1995. № 10. С.117. [8] Лихачев Д.С, Мамвелян Н. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М., 1988. С.8. | |
|