Освобождение сознания от религиозных и метафизических иллюзий направляет поиск оснований надежности бытия в реалиях жизни. Этими реалиями, обеспечивающими надежность существования, оказываются способности человека к овладению (присвоению) и подчинению (господству). Индивид, олицетворяющий эти способности, обретает особую ауру в сознании других людей. Как кажется, он соприкасается с абсолютным.
Абсолютное, таким образом, становится эмпирически осяза-емым. Без понимания фундаментального стремления современного человека к соприкосновению с абсолютным и обеспечению надежности бытия, подойти к истокам насилия в наше время невоз-можно. Но на этой почве возникают и неразрешимые парадоксы.
Проблему насилия сегодня, кaк кажется, можно решить лишь путем ограничения сложившихся материальных ориентаций, их вытеснения универсальными принципами жизни. Но эти принципы обычно обретают старую форму бесконечной метафизической цели, объединяющей индивидов. Однако гармоничное духовное е
...
Читать дальше »
|
Процесс становления информационного общества дал толчок для переоценки ценностей, новой интерпретации ряда природных и социальных явлений. Так, процесс информатизации оценивался как ключевой этап в эволюции ноосферы, который означает резкое повышение интеллектуального потенциала цивилизации1), гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека. Информационное общество нередко рассматривается как особое коммуникационное состояние человечества, которое позволяет решать ключевые глобальные проблемы, в том числе и экономическую.
Очевидно, однако, что гармоничные отношения всюду нарушаются, сталкиваясь с насилием, которое пронизывает общество сверху донизу. Насилие – это явление, которое характеризует отношение человека и к природе, и к другому человеку. Человек постоянно мечтает о гармонии, но совершает действия, разрушающие гармоничные отношения. Он пытается создать локальную гармонию за общей дисгармонией.
Га
...
Читать дальше »
|
Новые тенденции стали предпосылкой сверхоптимистических прогнозов и общих ожиданий коренного изменения образа жизни людей, беспрецедентного процветания. Возникла широко распространенная уверенность в том, что ориентация на научно-технический прогресс является достаточным основанием формирования аутентичного социального бытия.
Характерны в этом отношении суждения, высказанные Джоном Нэсбитом и Патрицией Абердин1).
Они считают, что человек 90-х годов XX в. находится “на заре новой эры”, что перед ним открывается наиболее важное десятилетие в истории цивилизации, период поразительных, основанных на научных открытиях технологических инноваций, беспрецедентных экономических возможностей, удивительных политических реформ и великого культурного возрождения.
Вот некоторые основные тенденции этого периода:
– глобальный экономический бум, связанный с интеграционными процессами в мировой экономике. При этом не будет каких-либо пределов роста, свя
...
Читать дальше »
|
I. Классическая концепция homo faber.
Предварительные замечания
Во второй половине XIX – начале XX в. на основе прогресса научного знания сложилась концепция homo faber, которая представлялась последней точкой в раскрытии тайны человека. Прогресс научного знания сбросил с нее религиозную, метафизическую пелену. Человек предстал как звено в цепи естественной эволюции животного мира, как объект научного исследования. Вместе с тем и была определена специфика homo faber как животного, использующего и совершенствующего орудия труда для реализации неограниченных возможностей в изменении при-родной среды. Это качество, и выделяющее человека из животного мира, и соединяющее его с ним, определяло фундаментальные основания понимания истории человечества и ее закономерностей. Макс Шелер отмечал, что концепция hоmo faber получает свое классическое оформление в русле натуралистических, позитивистс-ких, прагматических
...
Читать дальше »
|
|