Л.В.СКВОРЦОВ Об ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Центр гуманитарных научно-информационных исследований, (cозданный в 1997 г.; в определении основных целей и задач своей деятельности встретился с рядом принципиальных методологических проблем. Совершенно очевидно, что гуманитарное знание, поскольку оно выявляет реальное состояние субъекта, описывает его, определяет динамику и тенденции его эволюции, не укладывается в традиционные представления, сложившиеся в рамках позитивистской философии, о тождестве, принципиальном единстве законов природы и общества. Естествознание абстрагируется от всякой субъективности, как искажающей истину, не поддающейся реальной классификации идеальной реальности, составляющей исходную предпосылку свободы. Для гуманитарного знания расшифровка свободы имеет принципиальное значение: она является исходным пунктом выявления смысла выбора человека. Через выявление смысла выбора определяется подходы к пониманию различных форм социального поведения. Объективное понимание связующего социум смысла и требует особой методологии гуманитарного знания, как входящего в сферу науки и вместе с тем отличного от фиксации не зависящих от сознания человека связей и законов природы. Речь идет о выявлении специфической объективности субъективного. Как субъективное может быть объективным? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Он получается в процессе диалога, приводящего различном общему. Для нас проблема диалога выступает как проблема организации информационной деятельности в соответствии со спецификой гуманитарного знания. Если гуманитарное знание диалогично по своей природе, то тогда организация информационной деятельности в соответствии с установками одной, определенной идеологии не может быть признана адекватной. Неверно, однако, было бы полагать, что гуманитарное знание синкретично по своей природе, всеядно, может легитимизировав любые точки зрения, доктрины, концепции. Русская идея подчас отождествляется с идеей этнического самоутверждения. Эта идея носит оборонительный характер, но она может легко перерастать и в форму агрессивной ментальности. Сущность этой идеи не является специфически русской. Она проявляется повсюду, где этнос чувствует наличие внешней угрозы для себя. Так возникает манихейское противопоставление "своих" и "чужих /"наших" и "не-наших" по одному этническому или религиозному принципу. В современных условиях взаимопроникновения этносов и цивилизационного многообразия на одном географическом пространстве такая манихейская установка представляется особенно опасной, чреватой непрерывными межэтническими конфликтами. Мы встречаемся и с довольно примитивными в своей сущности попытками определить эмпирический эквивалент русской идеи. Это – "водка", "футбол" и т.д. С таким же успехом эту роль может играть "лапта" или "балалайка". Эмпирический плюрализм в определении "русской идеи" ставит под сомнение возможность однозначного определения того смысла, который может служить фактором внутренней социальной консолидации. Идеологический плюрализм сам по себе не является благом. Он полезен лишь постольку, поскольку способствует выявлению истины. Истица гуманитарного знания неразрывно связана с определением объективности смысла. Традиционно считается, что нельзя определить смысл вне религии и идеологии. Религия дает человеку смысл его бытия через откровение. Идеология определяет смысл через знание конечных целей, конечного состояния истории. Однако и то, и другое не может быть проясненным в принципе. Встает вопрос о возможности прояснения смысла через рассмотрели внутренней сущности субъекта. Если мы имеем дело с субъектом, который сложился исторически, а значит возник не случайно, то тогда его внутренняя сущность заключает в себе некую объективность. В историческом контексте субъект представляет собой определенную цивилизацию, составляющую основание материальной и духовной жизни включенных в нее индивидов. Через ценности цивилизации индивид постигает смысл абсолютного, сакрального дли своей жизни. Смысл определяется непосредственным переживанием абсолютного, того, что стоит выше собственного бытия индивида. На этой основе индивид постигает смысл собственного бытия. На этой основе складывается и естественное :представление о смысле бытия социального. В современной ситуации в России наблюдается хаотичность тесового поведения индивидов. Индивиды противостоят друг другу и не знают, что их связывает. Это и есть симптом духовного кризиса общества. Предпринимаются попытки найти смысл в ситуации современного российского бытия через определение так называемой «русской идеи». Ключ к выходу из кризиса кажется заключенным в каком-то одном волшебном слове, консолидирующим нацию, дающем ей верное направление общего движения, прекращающем войну всех пробив всех. В этом видится мощный созидательный потенциал «русской идеи». Вопрос, однако, состоит в расшифровке содержания русской идеи. Дело в том, что сама эта идея реальна и объективна лишь постольку, поскольку она адекватно выражает состояние субъекта, в крайнем случае российского народа. А это значит, что необходимо выяснить самосознание народа, определить его составляющие в качестве мотива массового поведения. Русская идея подчас отождествляется с идеей этнического самоутверждения. Эта идея носит оборонительный характер, но она может легко перерастать и в форму агрессивной ментальности. Сущность этой идеи не является специфически русской. Она проявляется повсюду, где этнос чувствует наличие внешней угрозы для себя. Так возникает манихейское противопоставление "своих" и "чужих /"наших" и "не-наших" по одному этническому или религиозному принципу. В современных условиях взаимопроникновения этносов и цивилизационного многообразия на одном географическом пространстве такая манихейская установка представляется особенно опасной, чреватой непрерывными межэтническими конфликтами. Мы встречаемся и с довольно примитивными в своей сущности попытками определить эмпирический эквивалент русской идеи. Это – "водка", "футбол" и т.д. С таким же успехом эту роль может играть "лапта" или "балалайка". Эмпирический плюрализм в определении "русской идеи" ставит под сомнение возможность однозначного определения того смысла, который может служить фактором внутренней социальной консолидации. Существует и такая точка зрения, будто самосознания России вообще не существует, что ей присуще лишь некое подсознание на уровне социальных инстинктов. Значит самосознание всегда должно вноситься извне. Выявление истоков и направлений духовного кризиса общества – это одна из приоритетных задач гуманитарных научно-информационных исследований. Несколько лет назад в ИНИОН была разработана программа реализации масштабного информационно-аналитического труда! «Самосознание России». Труд задуман как систематическое собирание и обработка источников, текстов и комментариев к ним. Эта работа имеет большое значение, поскольку распространяет вольные толкования российской духовности. Лишь на основе серьезного изучения источников можно адекватно воспроизвести всю сложную и многообразную картину исторического процесса осознания Россией самой себя, своего исторического места и своей роли в истории. Вместе с тем необходима разработка категориального аппарата российского самосознания, что позволит подойти к пониманию скрытых мотивов массового поведения народа России. Россия, например, после Октябрьской революции воспроизводила формы своего исторического прошлого — опричнины, Петровских реформ, православия и т.д. Хотя теоретически она должна была решительно разорвать с этими формами. Такого рода "возвращениям к прошлому наблюдаются и в других странах, вставших на путь радикальных преобразований. С этой проблемой столкнулась и перестройка России. Обещания ввести Россию в "универсальную", "нормальную" цивилизацию на базе западных ценностей сегодня воспринимаются как дурная шутка. Россия оказалась в состоянии глубокого системного кризиса — экономического, государственного, духовного. Как представляется, информационно-аналитическая деятельность, нацеленная на выявление специфики гуманитарного знания имеет важное значение для обеспечения адекватной направленности стратегического мышления. Это возможно лишь на основе освоении всей системы гуманитарного знания, его методологии. Центр гуманитарных научно-информационных исследован опирается на традиции и научно-информационные разработки отделов философии, культурологии, литературоведения и языкознания. Сотрудниками этих отделов накоплен ценный опыт изучения основных тенденций и направлений развития зарубежного и отечественного гуманитарного знания. В реферативных журналах и периодических изданиях этих отделов нашли отражение все основные новые явления гуманитарной мысли последней трети XX в. Так, за время своего существования Отдел философии опубликовал 224 выпуска РЖ, в которых помещено свыше 12 тыс, реферативных материалов, готовил серии проблемно-тематических изданий но проблемам философии и социологии за рубежом, религии и атеизма, этики и эстетики. В направлениях работы отдела в 90-е годы. Появились такие темы, как философия и культура, философия и образование, философия политики, философские проблемы психологии, науки и техники. Отдел способствовал выявлению новых тенденций развития миропонимания – синергетической парадигмы, космического измерения человеческого существований. Отдел культурологии существует девять лет. Его работа играет Важную роль в формировании информационной* основы культурологии в России. Отдел выпускает дайджест "Культурология", который распространяется по подписке. Изданы три выпуска антологии по актуальным темам: "Кризис культуры", "Философия и социология культуры", "Аксиология". В типографии ИНИОН выпущено борее двух десятков переводов трудов известных культурологов. Отдел литературоведения ведет работу по трем приоритетным направлениям: русская литература, литература русского зарубежья, теоретическое литературоведение Запада. Отдел систематически отслеживает основные тенденции в литературоведении зарубежных стран, анализирует проблемы социологии художественной литературы, современные литературно-критические концепции. Наряду с реферативным журналом "Литературоведение" сотрудники отдела Подготовили одиннадцать выпусков "Российского литературоведческого журнала". В выпускаемых Отделом языкознания реферативных журналах ежегодно печаталось по 850-900 рефератов. Отдел подготовил три томи библиографического справочника "Современные зарубежные лингвисты", сборники обзоров ко многим международным конгрессам лингвистов, международным съездам славистов, IV Международному конгрессу финно-угроведов. Сотрудники отдела принимали участие в многотомного издания библиографии по уралистике
Для того чтобы выявить природу духа современной России, обходимо понять жизнь не только в ее основных измерениях, не глобальной информационной Галактики. В ситуации духовного кризиса нашего общества особенно отчетливо осознается необходимое осмысления основных тенденций культурного развития современного мира, цивилизационной специфики России, роли информационной культуры в формировании массового сознания, широкого распространения принципов толерантного отношения к духовным и социальным различиям людей. Вместе с тем Россия не может отречься от собственной идентичности. Ее самоуважение, сохранение собственного достоинства неразрывно связаны с уважением к своим великим соотечественникам. В этой связи хотелось бы отметить, что Центр стремится вносить свой вклад в знаковые культурные события, приобретаю! принципиальное значение для духовного возрождение России.
В Центре была разработана программа подготовки к 200-летию А.С.Пушкина: выпущен в свет коллективный труд "Пушкин. 1799 – 1999. К 200-летию со дня рождения"; переведен и изданий комментарий В.Набокова к "Евгению Онегину" А.С.Пушкина; реферативных журналах и дайджесте "Культурология" систематически публиковались пушкинские материале. Состоялись два общих собрания Центра, на которых были заслушаны Доклады видных литературоведов В.Непомнящего "Феномен Пушкина как научная проблема" и П.Николаева "А. С.Пушкин в общественном восприятий современности". Квалифицированное решение проблем духовного формирования современного человека требует высокого профессионализма, умелой адаптации выводов мировой науки к специфическим условиям России. Центр гуманитарных научно-информационных исследований развернул работу в этих направлениях. Широкий общественный резонанс получает создание Центром энциклопедических и справочных трудов. И здесь мы естествен выделяем две работы. Это – двухтомная энциклопедия "Культурология, XX век" и трехтомная "Литературная энциклопедий русского зарубежья". Главные редакторы этих работ – С.Я.Левит, А.Н.Николюкин. Создание энциклопедических и справочных трудов примечательно в трех отношениях: во-первых, мы имеем дело с новым уровнем информационной деятельности, основанной как огромной по своим масштабам работе по сбору, обработке и комментированию фактического материала, так и на взвешенных теоретических обобщениях; во-вторых, эта деятельность позволяет Институту в новых непростых условиях сохранять свою роль центра притяжения наиболее квалифицированных сотрудников различного гуманитарного профиля как из академических институтов, так и высших учебныхx заведений; в-третьих, такого рода работы становятся привлекательными для различных фондов и коммерческих издательств, что позволяет резко повысить уровень их полиграфического исполнения. Выход фундаментальных энциклопедических и справочных научно-информационных работ требует всесторонней и длительной Предварительной подготовки. Очевидно, например, что создание энциклопедии по культурологии было бы невозможно без масштабной Переводческой деятельности, развернутой в Отделе культурологии. Пятнадцатитомное издание "Лики культуры" (председатель редколлегии Л.В.Скворцов, гл. редактор С.Я.Левит) отражало признание Культурологии в качестве самостоятельной Отрасли гуманитарного знания и введение ее в качестве специальной дисциплины в систему российского образования. Многие тома этой серии признаны интеллектуальными бестселлерами. Центр здесь одновременно решал две задачи: во-первых, необходимо было наладить продуманную систему информации по широкому кругу проблем культурологии и дать толчок культурологическим исследованиям; во-вторых, надо было обеспечить быстрый подъем этих исследований на уровень современной мировой культурологической мысли. Следует отметить, что эти задачи и сегодня продолжают сохранять свою актуальность. Современная духовная жизнь России требует новых стимулов и новых идей. Вне этого духовного процесса трудно рассчитывать на то, что Россия сможет достойно ответить на вызовы Грядущего тысячелетия. В отделах философии, культурологии, литературоведения, языкознания. Ведется большая работа по осмыслению итогов XX в. Центр в этой работе исходит из того, что распространенные крайние оценки духовной жизни нашего общества мотивированы не столько глубоким знанием дела, сколько меняющейся политической конъюнктурой. Представить действительную картину духовной жизни общества во всей сложности и противоречивости – такова основная цель информационно-аналитической деятельности отделов Центра в этом направлении. Уже увидели свет работы, отражающие результаты движения отечественной и зарубежной мысли XX в. в области философии, литературоведения, языкознания. Опубликовано издание "Актуальные проблемы российского языкознания,' 1992-1996 гг.: К XVI Международному конгрессу лингвистов" (руководитель Ф.М.Березин), в котором проанализировано болея 700 работ. В настоящее время идет подготовка издания "Итоги развития русской литературы и ее исследования в XX веке" (руководителя А.А.Ревякина). Выпущен в свет первый том энциклопедического справочника "Современное зарубежное литературоведение стран Западной Европы и США" (руководитель Е.А.Цурганова). В серии "Книга Света" опубликованы культурологические ранние работы Мишеля Фуко, Эрнста Кассирера, Альфреда Вебера, Теодора Адорно. Русская культура имеет глубокую связь с культурой общеевропейской. Эта связь не может быть разорвана какими-либо конъюнктурными измерениями, происходящими в мировой обстановке. Поэтому мы будем продолжать эту работу, открывающую новые возможности взаимообогащения культур. Анализ развития духовной жизни и взаимодействия цивилизаций показывает, что складывается или уже сложился язык универсальной мировой культуры – это прежде всего язык современной науки, язык мировых информационных сетей. Но наряду с этим реальностью остается и культурной многообразие, которое нельзя нивелировать ни ракетами, ни этническими чистками. Нужно принимать реальность этой многообразии культурной сферы, учитывая в политической стратегии ключевое значение цивилизационной специфики. Отделы Центра систематически публикуют материалы, отражающие особенности развития отечественной культуры, философской мысли, литературы и роли русского языка в современном мире. В Центре выпускается альманах старой и новой культуры "ЭОН" (главный редактор Р.А.Гальцева), воспроизводятся "забытые" имена русских культурологов. Стала выходить серия "Российские пропиллеи". В этой серии готовится издание собрания произведений выдающегося деятеля русской культуры Марии Вениаминовны Юдиной. Духовная жизнь российского общества требует не только терпеливой и настойчивой работы, углубленного и систематического знакомства с русскими культурными традициями, но создания и распространения высококачественной научной информации на всем поле гуманитарного знания. В Центре выпускается ежегодник "Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты" (главный редактор Л.В.Скворцов). Ежегодник дает аналитические и информационные материалы по самым актуальным проблемам жизни современного общества: человек и власть, природа насилия, толерантность, эзотеризм, интерпретация цивилизованной власти, понимание души, совести и др. На сегодняшний 1999 г. вышло 9 томов этого издания. Изучение русской культуры требует понимания глубинных влияний на нее Византии и основных философских течений Востока. Без их учета нельзя понять тот органический культурный синтез, который определил особое духовное лицо России и ее мировое значение. Следует отметить, что информационно-теоретический взгляд Центра обращен как на Запад, так и на Восток. Это соответствует и евразийскому положению России в мире. В Центре готовится ежемесячный бюллетень реферативно-аналитической информации "Россия и мусульманский мир" на русском и английском языках (главный редактор А.Г.Бельский). Вышло более 80 его выпусков. Бюллетень нашел свою аудиторию не только в России, но и за рубежом. В настоящее время он выпускается совместно с Институтом востоковедения РАН. Хотел бы также отметить тот факт, что информационно-аналитическая работа Центра неразрывно связана с систематической разработкой ключевых социальных и культурологических аспектов информационной культуры. В дайджесте "Культурология" (главный редактор И.Л.Галинская) непрерывно отслеживаются новейшие теоретические разработки в этой области и публикуются соответствующие статьи. Гуманитарные научно-информационные исследования позволяют находить верные решения общегосударственных вопросов, от которых зависит судьба России. Центр гуманитарных научно-информационных исследований, несмотря на существующие материальные и финансовые трудности, будет стремиться к тому, чтобы новейшие достижения гуманитарного знания служили нашему великому Отечеству. | |
|