Отдел философии Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН (с 1997 г.); до 1992 г. — Отдел философских наук ИНИОН АН СССР), был создан в 1971 г. В 1971-1975 гг. шли процессы подбора кадров и выработки основных форм деятельности. В итоге основными формами деятельности стали, как и во всех других реферативных подразделениях ИНИОН, подготовка к изданию реферативных журналов, проблеме но-тематических сборников (обзоров и рефератов), обзоров отдельными выпусками, специализированной информации, а также исследовательские работы (в виде статей, индивидуальных и коллективных монографий). Эти формы (жанры) сохраняются по сегодняшний день. Научно-информационная и научно-исследовательская деятельность Отдела философии (философских наук) до 1991-1992 гг. охватывала, кроме собственной философской проблематики, такую проблематику социология, культурологии, психологии и религиоведения. В 1991 г. в структуре ИНИОН появилась лаборатория социологии, а в 1992 г. — лаборатория теории и истории культуры. Сегодняшние подразделения отделов социологии и культурологии были созданы на кадровой основе сотрудников отделов философии и научного коммунизма. В Отделе философии до сих пор есть сотрудники, обеспечивающие подготовку информации по психологии и религиоведению.
В 1971 г., когда было принято решение о создании Отдела философских наук, его возглавил доктор философских наук, профессор А.И.Ракитов, внесший большой вклад в разработку структуры и программы работы отдела, да и всего Института. С самого начала ему помогала его помощник и секретарь Т.В.Андрианова, теперь доктор философских наук, сотрудник Отдела глобальных проблем. С 1986 г. отделом руководит доктор философских наук А.И.Панченко. В 1971-1972 гг. происходил основной набор кадров. Первая группа сотрудников, зачисленная р штат отдела 9 ноября 1971 г., — В.У.Бабушкин (ныне доктор философских наук, профессор кафедры философии РАН), И.С.Выхристюк-Андреева (работает в отделе), И.Л.Галинская (доктор филологических наук, с 1992 г. возглавляет Отдел культурологии ИНИОН), А.И.Панченко, А.М.Пятигорский (профессор Лондонского университета), Г.Я.Розен (ушел на пенсию). 1 1992 г. в отдел поступили на работу И.А.Беседин (из Гослита), Л А. Боброва (МГУ), молодые выпускники философского факультета МГУ Т.Е.Васильева и Н.Л.Полякова, Института иностранных языков им. М.Тореза Ю.А.Кимелев, ныне ушедший из жизни Л.Э..Венцковский (в то время — кандидат педагогических наук), проработавший в отделе до 1986 г. в качестве заместителя заведующего отделом, а затем перешедший вместе с А.И.Ракитовым в Отдел науковедения, и также покойный Н.Н.Стрельцов (кандидат философских наук, МГУ), отвечавший вместе с Н.Л.Поляковой за социологическую информацию. Позже в разное время в отделе работали А.А.Воронин и А.В.Гараджа (ныне сотрудники Института философии РАН), В.Сагарев, Э.Р.Григорян (ныне работает в МПГУ), В.Я.Дудкин (теперь работает в Питтсбургском университете), Е.В.Михайлов, И.И.Кравченко (ныне — в Институте философии РАН), А.Нуйкин, В.Скиба, М.М.Скибицкий, В.И.Шамшурин (работает в МГУ и в МФТИ) и многие другие. Сегодня в отделе работают И.В.Девина (которая поступила в ИНИОН еще до создания отдела), Л.П.Мордвинцева. Недавно в отдел вернулась И.И.Ремезова. В отделе долго работала З.А.Сокулер (сейчас она перешла в Отдел социологии). В структуре отдела всегда существовала группа религиоведения, которую возглавлял зам. директора ИНИОН М.П.Гапочка, только недавно перешедший на должность консультанта дирекции Института, В лучшие времена эта группа насчитывала 6-7 человек (среди них были И.В.Девина, В.Я.Дудкин, С.Земляной, Ю.А.Кимелев, И.И.Кравченко, М.М.Скибицкий, М.Рыклин). Ныне религиоведением в Отделе занимаются только И.В.Девина и Ю.А.Кимелев. В отделе уделялось большое внимание профессиональному И научному росту сотрудников. Докторские диссертации защитили Т.В.Андрианова, В.У.Бабушкин (ныне профессор кафедры философии РАН), И.С.Выхристюк-Андреева, Э.Г.Григорян (МГОУ), И.И.Кравченко (Институт философии РАН), Ю.А.Кимелев и А.И.Панченко, М.М.Скибицкий, З.А.Сокулер, В.И.Шамшурин, Кандидатские диссертации защитили Л А. Боброва, И.В.Девина, Л.П.Мордвинцева, Н.Л.Полякова. Звания старших научных сотрудников получили Л.А.Боброва, И.Л.Галинская, И.В.Девина и А.И.Панченко, звание профессора — Л.Э.Венцковский. В отделе 1987 были подготовлены две коллективные монографии «Философия Канта и современный идеализм» и «Критика современных и немарксистских концепций философии науки»), Т.В.Андрианова, Л.Э.Венцковский, И.С.Выхристюк-Андреева, И.Л.Галинская, Ю.А.Кимелев. А.И.Панченко, НЛ.Поляков, А.И.Ракитов и З.А.Сокулер опубликовали по несколько индивидуальных монографий. Наконец, Ю.А.Кимелев получил звание заслуженного деятеля науки РФ. Ряд сотрудников имеют правительственные награды, грамоты и благодарности Президиума РАН. Отдел философии не смог бы выполнить свои задачи, не привлекая к своей работе внештатных сотрудников других академических институтов, высших учебных заведений (прежде всего — Москвы). К просто заинтересованных лиц. В работе отдела, участвовали свыше 200 внештатных референтов (от студентов до докторов наук). С 1974 г. отдел сотрудничает с кафедрой логики и методологии науки МГУ им М.В.Ломоносова, с философским факультетом МГУ, с МФТИ, МИФИ, МЭИ, с ИФ РАН, с кафедрой философии РАН, с ИСИ РАН» 9 советами при Президиуме АН СССР (Центральным советом по философским (методологическим) семинарам, Советом по проблем человека), с Российским философским обществом, с РАГС при Президенте РФ и многими другими организациями. В 80-е годы отдел насчитывал более 30 сотрудников (в настоящее время — 9), издавал до 200 уч.-изд.л. (в настоящее время — 60), зарплата (в среднем на одного сотрудника) понизилась в 7 раз. Это, конечно, факт совсем не отрадный, но и замалчивать его нет смысла. Как и в других подразделениях ИНИОН? основными формами работы отдела были выпуски РЖ, сборников рефератов и обзоров, отдельных аналитических обзоров, специализированной информации «зеленой» и «бело» серий. Велась работа в рамках МИСОН (Международной информационной системы по общественным наукам, охватывавшей информационную деятельность СССР и других стран Восточной Европы). Кроме того, в отличие от других отделов, Отдел философских наук до 1996 г. готовил (на английском языке) реферативную информацию об отечественных изданиях для Международного философского (библиографического) журнала в Париже (до 1 а.л. в год). В связи с радикальными политическими и социально-экономическими преобразованиями в стране изменялась и структура реферативных изданий. С 1973 по 1992 г. существовали две серии РЖ По философской, социологической, культурологической, религиоведческой, психологической информации: по отечественной — «Философские науки», по зарубежной — «Философия и социология». В 1973 г. было выпущено по 2 номера в каждой из них. В 1974-76 гг. издавалось уже по 4, а в 1977-1990 — по 6 номеров в год. В 1991 г. появился РЖ «Социология», а с 1992 г. начал работать Отдел культурологии, вследствие чего социологическая и культурологическая проблематика в философских сериях РЖ была снята, точнее, ограничена. В 1991-1992 гг. издавались две серии РЖ под одинаковым названием «Философия» (по 6 выпусков в год). В 1993 г. произошло объединение ранее разделенных реферативных журналов РЖ «Философские науки» (отечественная литература) и «Философия» зарубежная литература) в единый журнал «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература» серии РЖ «Философия». С тех пор журнал стал ежеквартальником. В итоге за время своего существования Отдел философии подготовил к публикации (с 1973 по 1998 г.) 224 выпуска РЖ, в которых помещено более 12 тыс. реферативных материалов на отечественные •зарубежные издания. Помимо журналов было опубликовано около ВО PC и СО и свыше 50 АО отдельными выпусками. Кроме того, отдел готовил и множество изданий специализированной информации, а также издания по заказам Академии наук и вузов. В частности, он обеспечивал информацией два Всесоюзных совещания по философским вопросам естествознания (1976 и 1981 гг. — 3 выпуска), Между» народные социологические конгрессы (8-й и 9-й — 11 выпусков), Международные конгрессы по логике, методологии и философий науки (5-7-й — 4 выпуска; совместно с Отделом науковедения), Всемирные философские конгрессы (15-18-й — 8 выпусков, совместно а Отделом научного коммунизма). По заказу Госкомвуза был И подготовлены две антологии — «Человек как объект философского исследования» и «От логического позитивизма к постпозитивизм» (М., 1993). Отдел издал также ряд выпусков СИ к Всесоюзному совещанию по проблемам комплексного изучения человека (январь 1988 г.) и по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: Комплексные исследования». Кроме того, было подготовлен справочно-информационное издание «Русская философия: Философия как специальность в России» в двух выпусках (1992). Отдел проводил (с 1974 по 1985 г.) читательские конференциями Москве, Ленинграде, Архангельске, Владивостоке, Иванов-Франковске, Калинине, Мурманске, Самарканде, Ужгороде. С 1975 по 1988 г. отдел подготовил следующие серии проблем но-тематических изданий (PC, СО, АО): «Развитие общественных наук в СССР», «Проблемы философии за рубежом», «Проблемы социологии за рубежом», «Проблемы религии и атеизма за рубежом» и «Критика буржуазной идеологий, реформизма и ревизионизма «Проблемы этики и эстетики за рубежом». Более половины изданий выходило под грифом «Для служебного пользования». Как отмечен о в одном из отчетов отдела, из изданных с 1976 по 1983 г. 135 сборников в вузы было направлено 64 издания. Примером такого рода запретов может служить PC «Детерминизм. Борьба идей в современная зарубежной философии: (К 70-летию книги В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм») (1978), на который неожиданно был наложен гриф «ДСП». В 1987—1994 гг. серии довольно часто менялись: одни отменились, появлялись новые, такие как «Актуальные проблемы совершенствования социализма», «Актуальные проблемы теории й практики социализма», «Глобальные проблемы современности», «История за-1 рубежного обществоведения», «История и теория международным отношений», «История философии», «Логика и теория познания», «Молодежь и общество», «Наследие отечественного обществоведения», «Социальная философия», «Социология», «Этика и эстетика», «Философские проблемы математики и естествознания», РЖ «философия». Такая чехарда была связана и со структурной перестройкой в Институте. В конечном счете отдел остановился на двух сериях: «Философия» и «Религиоведение». Безусловно, с самого начала работы отдела в его основных направлениях исследований присутствовали темы диалектический империализм», «Исторический материалист» и «Критика буржуазной философий и социологии». И столь же безусловно в его тематике бытии такие дисциплинарные философско-социологические темы (рубрики): философия и мировоззрение (философия: общие проблемы), философские проблемы науки и техники, логика и теория познания, этика, эстетика, социальная философия (социальная теория, конкретные социологические исследования и промежуточные между социологическими теориями и фактами методы), религиоведение и в том числе философия религии, религиозная философия и атеизм), философские проблемы психологии (как с естественнонаучной, так и с социально-гуманитарной стороны), философия и культура, философия и образование, политическая философия и философия политики, история философии, философия наций и регионов, в том числе история русской философии, марксизм и марксистская критика заводной философско-социологической мысли, категории философской и социологической мысли. Конкретные темы нашли свое воплощение в научно-информационных изданиях отдела: 1) философия и социология: общие проблемы — философия и мировоззрение, философия и идеология, философия и культура, идеологическая борьба, панорама завидной философии, панорама западной социологии, диалектика развития, природа философского знания (примерами могут служить проблемно-тематические сборники «Природа философского знания. Современная феноменология», 1977; «Диалектика развития в природе и научном познании», 1978); 2) направления и школы в философии и социологии — марксизм и неомарксизм, «новая философия» во Франции, фрейдизм и неофрейдизм, аналитическая философия, феноменология, структурализм и неоструктурализм, герменевтика, научный материализм, Мюнхенская школа трансцендентальной философии, философский постмодернизм (примеры: «Современная I аналитическая философия» — в трех выпусках, 1989-1991; «На путях постмодернизма», 1995); 3) социальная философия — философия и социология: истории, социально-философские проблемы экологии политическая философия и философия политики, философские проблемы теорий международных отношений, «модели человека» в социологии, философско-социологические проблемы управления (пример: «Философские основания теорий международных отношении» в трех выпусках, 1986-1988); 4) эстетика — постмодернизм в эстетике, философские проблемы художественного творчества, эстетическое восприятие, эстетическое воспитание, эстетическая ценность, художественное воображение (пример — АО «Эстетические воззрения П.А.Флоренского», 1991); 5) этика — нравственность и моральные основные этические теории, утилитаризм, биомедицинская этика экологическая этика, этика предпринимательской деятельности (пример — АО «Этос предпринимательства», 1995; «Современные проблемы медицинской этики», 1997); 6) религиоведение — научный атеизм, движение свободомыслящих, концепции философии религии, Ватикан, религия и политика, религия и наука, религия и общество, религия и культура, религиозное сознание, религия и социальные проблемы, религиозное видение истории, католицизм, протестантизм, секуляризация, мистицизм, религиозное понимание прав человека; феноменология религии, история и эволюция христианства, религия и философия, «философская теология» (примеры: сборники «Движение свободомыслящих: Теория и практика», 1995) «Религия и общество», 1999; АО «Права человека в современной религиозной мысли Запада», 1992); «Гуманизм и свободомыслие* 1996); 7) философские проблемы науки и техники — философские проблемы естествознания, математики, физики, биологии, географии, синергетики, социобиология, соотношение естественных и социально-гуманитарных дисциплин, психофизиологическая проблема, наука и мистицизм (примеры: сборники «Философия и основания естественных наук», 1981; «Философские вопросы современного естествознания», 1983; «Математика, естествознание и культура» 1983; «Проблемы гуманитаризации математического и естественной научного знания» 1991; «Проблемы психофизики и антропный принцип», 1998); 8) конкретные и «промежуточные» проблемы социологии — методы социологии и социальных теорий, социология медицины, религии, политики, познания, спорта, семьи, молодежи, социальная дифференциация, социальная экология; 9) философские проблемы психологии — социальная психология, социальная патология, биологическое и социальное в природе человека, проблемы Образования и воспитания, «измененные состояния сознания» (призер — АО «Современные проблемы философии образования», 1997); 10) история философии — античность, средневековье, немецкая классическая философия, история русской философии (например, серия из четырех выпусков «Современные зарубежные исследования классической немецкой философии», 1988-1992; 11) региональная тематика — кроме истории русской философии, философские (логические, метафизические и этические) исследования, соответственно, в Польше, Германии и Болгарии, социально-политическая философия в Латинской Америке, история американской философии в XVII-XIX вв., соотношение континентальной и англоязычной философии; 12) персоналии — Н.А.Бердяев, Н.И.Бухарин, Л.Витгенштейн, Э.Гуссерль, Ж.Деррида, Ф.М.Достоевский, И.Кант, Р.Карнап, У.Куайн, И.Лакатос, Ф.Ницше, Т.Парсонс, Ж.Пиаже, К.Поппер, П.А. Флоренский, М.Фуко, Н.Г.Чернышевский, А. Шопенгауэр (например, сборник «Жизнь и власть в работах Фуко», 1997; АО «Эпистемология У.Куайна», 1997); 13) Логика и теория познания — логика и методология науки, формальная и диалектическая логика, аналитическая философия, логика и математика, проблемы истины, эволюционная эпистемология (примеры — сборники к международным конгрессам по логике, методологии и философии науки; сборник «Философия и научное познание», 1986); 14) философские и социологические категории — материя и сознание, детерминизм и Свобода воли, пространство и время, социальная реальность и др. По инициативе сотрудников отдела (И.С.Выхристюк-Аидреевой и И.Л.Галинской), а также заместителя директора ИНИОН, руководителя Центра гуманитарных научно-информационных Исследований Л.В.Скворцова была составлена программа и был создан ежегодник «Человек: Образ и сущность», выходящий как общеинститутское издание уже десятилетие. Итак, в содержательном плане отдел представил панораму и развитие философского и социологического знания за целый исторический период. Поступление в большом количестве советской и зарубежной литературы в фонды Института, а также высокий профессиональный уровень сотрудников и внештатных референтов позволили воздать репрезентативную картину этого процесса. В начале работы отдела внимание обращалось на явно выраженные направления зарубежной мысли, сложившиеся после Первой мировой войны. Их отражение было обеспечено рядом сборников серий «Панорама буржуазной философии» и «Панорама буржуазной социологии». В середине 70-х годов произошел определенный синтез, например, проникновение феноменологии в постпозитивизм и обратно, стирание граней между ними; произошло вычленение больших проблем, представляющих интерес для мирового философского и социологического сообщества (фрейдизм, феноменологические проблемы и др.). Тогда же наметился ренессанс философии И.Канта. В этой связи отдел выпустил ряд сборников и коллективную монографию. Во второй половине 70-х годов проявился значительный интерес к герменевтике и феноменологии, освоенным уже англо-американской философией и социологией (в рамках континентальной философии понимание предполагает личностный и исторический культурный контекст; для англо-американской философии I истолкование в рамках языка). В этой связи был выпущен ряд сборников и обзоров, показывающих освоение герменевтики разным ветвями философии, в том числе и аналитической. В начале 80-х годов в полной мере заявил о себе постмодернизм, распространившийся за пределы Франции (в Германии, главным образом как объект критики, в США — как предмет освоения» изданиях отдела нашла отражение двойственность постмодернизма] одной стороны, разрушение философской традиции, крайний индивидуализм и нарциссизм, с другой — активная опора на традиции, освоение традиции как средства новой постановки вечных проблем. Все работы в рамках так называемой критики современной буржуазной философии помогали отечественным философам приобщиться к культурному достоянию Запада, почерпнуть положительные аспекты рассмотрения проблем, полезных и для отечественной философии. Особое значение в этой связи имела в то время разработка теории аутентичного марксизма. В рамках официальной философии отечественные авторы стремились сосредоточить внимание на традиционных для русского менталитета онтологических проблемах, на проблеме бытия человека, создания новой картины мира, поисках путей и перспектив развития общества. Разнообразие проблем и тем, представленных в изданиях отдела, создает впечатляющую картину положительного движения отечественной мысли, которая, в какой-то мере заимствуя, в какой-то совпадая с зарубежными разработками, отличается большой оригинальностью и отвечает нашим духовным потребностям.
Краткое заключение
Итоги XX в. (и вместе с тем итоги тридцатилетней деятельности Института и его Отдела философии) будут подводиться в XXI в. не одно десятилетие. В этой связи представляется необходимым, в частности: 1) Создать роспись подготовленных нами материалов (следующие поколения будут иметь мощное подспорье для изучения процесса развития науки, своего рода летопись); 2) подготовить в Институте работы, подводящие содержательные итоги нашего тридцатилетнего пути.. 1999 * Панченко Александр Иванович - доктор философских наук, зав. Отделом философии ИНИОН РАН (с 1986 по 2008). | |
|