Главная » 2016 » Март » 5 » Феномены современного знания
22:13
Феномены современного знания

Когнитологический образ «тоталитаризма» становится оправданием восстания индивидов, которое придало слову «перестройка» магическую силу.

Однако «перестройка» не стала открытым и конкретным когнитологическим образом. В понятие «перестройка» включалось все, что можно было отнести к «великому будущему». Но в ней содержалось скрытое деструктивное «второе дно», которое и всплыло на поверхность общественной жизни в «лихие» 90-е годы. Стали обнаруживаться «два лика» перестройки. В итоге произошло цивилизационное «землетрясение», поставившее общество перед реалиями «дикой свободы». Отрекшись от «старого мира», человек оказался перед цивилизационным и нравственным вакуумом. Необходимо было заново
восстанавливать нравственные отношения. Когнитологический образ «Святой Руси» стал обретать «новое дыхание».

Восстановление цивилизационных отношений, выражающих реальное единство народа, представлялось возможным лишь на путях органического соединения в одно целое трех исторически возникших позитивных когнитологических образов. Практическое движение в
этом направлении вызывает немало нареканий и недоуменных вопросов. Ответ на эти вопросы оказывается возможным лишь на основе фундаментальной теории цивилизационной истины. Распад цивилизационных структур общественной жизни порождает состояние нравственного упадка.

Ситуация диктует необходимость серьезных теоретических размышлений над тем, что произошло, как стало возможно восстание индивидов и возможно ли восстановить общий позитивный когнитологический образ страны как духовную опору человека и может ли он
обрести реальную жизнь в изменившемся общественном самосознании. Ответ на эти вопросы требует анализа истоков происхождения когнитологического образа и его функций в формировании личности и ментальности современных массовых движений.

Происходящая в мире дигитальная революция, рождение культуры видеоигр оказывают все более заметное влияние на механизмы создания когнитивных форм воздействия на массовое сознание19.

Исследователи отмечают рождение таких феноменов современного знания, как «литературная метаистория»20, примером которой полагается известная комбинация опыта войны и литературного изображения травмированной памяти в романе Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», позволяющая воспринять
бомбардировку Дрездена американской авиацией не «сверху», из кабины «летающей крепости», а «снизу», из подвала здания, на которое падают бомбы. Отмечается роль «этической интервенции»21 в описание таких явлений, как холокост, что позволяет увидеть процесс «окончательного решения» еврейского вопроса с точки зрения жертв
политики геноцида.

В этом отношении показательна книга Саула Фридлендера «Годы истребления: нацистская Германия и евреи, 1939–1945», экспериментальная структура которой позволила по-новому увидеть ключевые аспекты реальности нацистских преступлений. Отмечается также
роль «фотографических рефлексий» в продвижении исторического знания, в обретении наиболее выразительными фото статуса «символического образа».

Своеобразным символическим образом памяти культуры Запада и гражданской религии человеческих прав стал фильм «Список Шиндлера», в котором режиссеру фильма Стивену Спилбергу удалось осуществить удачную комбинацию условностей американских вестернов и эффектов кинофильмов, посвященных войне во Вьетнаме, с апелляцией к ауре документов и к съемкам различных мест по всей Европе22.

Эти формы специфического когнитивного знания позволяют соединить воедино чувства свидетелей войны и геноцида в описательно-визуальные форматы, сделать эти чувства понятными и значимыми для следующих поколений.

В контексте этих тенденций становится понятной актуальность рассмотрения методологических проблем когнитологии как дисциплины, исследующей образные формы знания, их специфику и механизмы воздействия на поведение человека.

В представляемых на суд читателя материалах ежегодника предпринимается попытка найти верные подходы к прояснению некоторых аспектов этих сложных проблем.


Примечания
1 См.: Chomsky N. The mysteries of nature: how deeply hidden? // The journal of philosophy. N.Y., 2009. Vol. 56. N 4. P. 168–169.
2 См.: Мать Мария (Скобцова). О творчестве. Размышления // Новый журнал. N.Y.,
2009. Кн. 255. C. 377.
3 См.: Вознесенский А. Поэты и площадь // Вознесенский А. Рубанок носорога: Избранные произведения о современной культуре. СПб., 2008. С. 195.
4 Там же. С. 196.
5 См.: Вознесенский А. Поэты и площадь // Вознесенский А. Рубанок носорога. Избранные произведения о современной культуре. СПб., 2008. С. 209.
6 Там же. С. 215.
7 Там же. С. 367.
8 См.: Котляревский Н.А. Декабристы. СПб., 2009. С. 320.
9 См.: там же. C. 342.
10 Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1982. 336 c.
11 Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1982. С. 250.
12 См.: Морозова М.А., Бениашвили А.Г. Актуальные проблемы в развитии концепции
психического дефекта при шизофрении // Психиатрия. М., 2007. № 04 (28). С. 14–15.
13 Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихологический синдром шизофренического
эффекта // Психиатрия. М., 2009. № 2 (26). С. 14.
14 См.: Дризе Ю. Бюст попутал // Поиск. М., 2009. 25 декабря, № 52 (1074). С. 10.
15 См.: Floridi L. Artificial intelligence’s new frontier: Artificial companions and the forth revolution // Metaphilosophy. Oxford, 2008. Vol. 39. N 4–5. P. 651–655.
16 См.: Технология гармонии. В Курчатовском институте готовят запуск будущего //
Поиск. М., 2009. № 26 (1048). С. 4.
17 См.: Metro. М., 2009. № 99, 10 дек. С. 6.
18 См.: Аргументы и факты. М., 2009. № 1 (1522), 30 дек. 12 янв. С. 2.
19 См.: Classen Ch., Kansteiner W. Truth and authenticity in contemporary historical culture:
an introduction to historical representation and historical truth // History and theory: Studies in the philosophy of history. Middletown, 2009. Vol. 48, N 2, May. P. 1–10.
20 Там же. P. 2.
21 Там же.
22 См.: Classen Ch., Kansteiner W. Truth and authenticity in contemporary historical culture:
an introduction to historical representation and historical truth // History and theory: Studies in the philosophy of history. Middletown, 2009. Vol. 48. N 2, May. P. 3.


Категория: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ | Просмотров: 50 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar