- Иллюзия свободы: игра без цивилизационных правил
Что означает в реалиях жизни эрозия цивилизационной доблести, обнаружил период неолиберальных реформ в России.
Период неолиберальных реформ воспринимался как «сбрасывание» с реального человека, как он есть «на самом деле», всех и всяческих масок.
Цивилизационная маска скрывает подлинную самоидентификацию индивида. Поскольку индивид не видит в маске истины цивилизационного бытия, он усматривает в себе самомабсолютный центр истины жизни, над которой нет смысла возвышаться, если следовать внутренней свободе. Цивилизационная маска отражает официальный взгляд на гражданскую доблесть. Внутренняя свобода порождает ироническое отношение к цивилизационной маске. Так возникает феномен двоемыслия. Рождается стремление «опустить» все до самого себя. Из цивилизации как целого абсолютный смысл перех
...
Читать дальше »
|
- Пути интеграции социального самосознания
Национальная идея играет роль того общего солнца, которое в равной мере обогревает каждого – и богача, и бедняка, и сановника и рядового гражданина, и православного и мусульманина, и русского и еврея. Национальная идея имеет либо форму целевых универсалий, либо форму символов.
Обращение к национальной идее в современной России было не случайным. Национальная идея казалась тем духовным мостом, который можно построить над социально-экономической пропастью, разделившей «реформированную» Россию. Однако сразу же выявились и серьезные трудности в конкретизации национальной идеи применительно к современной ситуации. Исторически национальная идея как исходное основание адекватной самоидентификации возникает в качестве антипода сословному неравенству, деспотизму феодальных властителей и территориальной раздробленности средневековья.
...
Читать дальше »
|
- Истина социальной ориентации: экономический эгоцентризм
или цивилизационная доблесть?
Жизненный опыт подсказывает, что превращение в фикцию доблести, справедливости, правды и совести происходит в результате признания денег в качестве смыслового приоритета цивилизационного поведения. Следствием признания приоритета денег становится превращение индекса эгоцентризма в сущность самости. Индекс эгоцентризма как выражение внутренней сущности самости полагается теперь выводом объективного знания. Очевидно, что такой подход порождает редукционизм, игнорирующий приоритетное значение цивилизационных качеств человека. Деньги в цивилизационном смысле абстракты: они не содержат понятий исторического прошлого и будущего народа, общих условий его самосохранения. Они являются условием жизни конкретного собственника как частного лица. Поэтому сказать «я – р
...
Читать дальше »
|
ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМОДЕСТРУКЦИИ
Действующие альтернативы истин цивилизационной жизни, поскольку они получают практическую реализацию в конкретной цивилизации, могут оказаться причиной ее самодеструкции.
Феномен самодеструкции может рассматриваться как проявление специфики цивилизационного детерминизма.
- Цивилизационный детерминизм
Понять своеобразие цивилизационного детерминизма невозможно без раскрытия смысла самоидентификации исторического субъекта. Определение точек перехода цивилизационного могущества в формы его самораспада связано с выявлением типологии деструктивных воздействий самосознания и практического самоопределения цивилизационного субъекта. Это – специфический внутренний мир цивилизации. Исследователи обычно делают основной акцент на внешних формах цивилизации.
Цивилизация &ndash
...
Читать дальше »
|
|