1. Источники страха
Страх становится предметом все более пристального анализа психологов, социологов, философов. Он все чаще попадает в поле зрения средств массовой информации. Страх кажется не только субъективным состоянием человека, но онтологической реальностью, пронизывающей всю атмосферу человеческого бытия.
Не случаен феноменальный успех произведений искусства, в которых в преувеличенном виде обыгрывается тема страха. Характерна популярность фильмов-ужасов. Признанным мастером этого жанра стал А.Хичкок. Переживание ужасов субъективно (как сопереживание состояний героев художественных произведений) доставляет удовольствие, если сам зритель находится и чувствует себя в относительной безопасности.
Иным оказывается восприятие угроз в условиях отсутствия безопасности. Страх сегодня используется в различных целях: как средство давления на поведение человека, его шантажа. Это — незаконные формы использования чувст
...
Читать дальше »
|
4. Феномен абсолютного эмпирического страха. Моральная паника
Абсолютный эмпирический страх — дитя XX в. Это страх перед угрозой всеобщего уничтожения путем использования средств, созданных самим человеком.
В ходе Второй мировой войны возникло представление о так называемом абсолютном оружии. Как известно, это представление было распространено в сознании немцев, подверженных влиянию нацистской пропаганды. Канун гибели гитлеризма, идеология которого была основана на постулате об абсолютной свободе политики от пут совести, нравственности и культуры, породил веру в возможность его чудесного спасения. Как мы теперь знаем, эта вера отражала в весьма искаженной форме ход работы над созданием атомной бомбы. Абсолютная свобода требует для своей реализации абсолютного оружия.
...
Читать дальше »
|
4. Государственный эзотеризм: как бы открытое общество
Поскольку индивид определяет себя как Демиурга, а “другого” лишь как объект реализации замысла, он не видит правовых и нравственных оснований своего тождества с ним. Поэтому внутренне он не принимает ни правовое государство, ни общество единой морали. Утверждение ментальности всеобщей индивидуальной свободы делает невозможным реализацию общих правил.
С одной стороны, общество остается необходимостью для всякого индивида, а с другой — оно кажется невозможным в условиях утверждения абсолютной свободы. Таков потенциальный тупик общественной жизни, возникающей в результате цивилизационного сдвига.
Разрешение этого противоречия кажется возможным лишь постольку, поскольку выполнение общих функций берет на
...
Читать дальше »
|
Полубогов священная плеяда
Давно исчезла. Смертные одни
Влачат свои бессмысленные дни,
Нет меры в горе, а в веселье лада.
Но никогда о жизни полноценной
Мечта не умирала. Среди тьмы
В иносказаньях, знаках, песнях мы
Обязаны беречь порыв священный.
Герман Гессе. Игра в бисер
Проблема эзотеризма сегодня оказалась в центре внимания не только исследователей-профессионалов, но и широкой публики. Взрыв интереса к эзотерическому пытаются объяснить различным образом. Иногда проводят аналогию между современной Россией и Германией 20-х — начала 30-х годов, в преддверии прихода фашистов к власти. Как известно, нацистские лидеры использовали средства эзотеризма для укрепления своих политических позиций. Нет сомнения, что пророчества нынешних предсказателей также нередко имеют очевидный политический подтекст, направлены на формирование определенного общественного мнения. Испол
...
Читать дальше »
|
Если нормальное общество зависит от коллективного свободного выбора, то тогда закономерно встает вопрос: на что должен быть нацелен этот выбор и как добывается знание об основаниях этого выбора?
Нормальное общество, как и всякое иное, есть нечто целое. Стало быть, целенаправленность выбора зависит от способности выделять целое, находить его эмпирический эквивалент. Вторая задача, связанная с первой, заключается в обеспечении сохранности целого.
Целое есть определенная гармония.
Соединение индивидуального и общего применительно к данному социуму и можно рассматривать как эмпирический эквивалент целого.
Соответственно, каждое общество должно вырабатывать свое сакральное отношение к целому, формирование у всех общего отношения к этому целому. Только таким образом все население, обитаю
...
Читать дальше »
|
Попытки выделить из эмпирической истории общие цивилизационные константы имеют ограниченное теоретическое значение. Парадоксальным образом эмпирические формы обретают в теоретическом сознании характер априорных идеальных форм, имеющих, в силу своей идеальности, внеисторическое содержание.
В ХХ в. получает широкое распространение отождествление эволюции цивилизации с техническим прогрессом и прогрессом потребления. Такое отождествление подталкивает к интерпретации процесса глобализации как абстрактной универсализации жизни на планете, эрозии локальных цивилизаций и специфики этносов – их носителей.
...
Читать дальше »
|
Мандала. Вторым фундаментальным условием сохранения жизни является установление гармоничных отношений человека с природой. ХХ век породил критическую ситуацию в отношениях человека и природы. Общая формула прогресса, в соответствии с которой
природа была превращена в предмет потребления, призванный удовлетворять все умножающиеся потребности человека, привела к эрозии чувства ответственности человека за вторую часть феноменального мира.
В итоге человек столкнулся с проблемой выработки адекватного отношения к феноменальному миру как целому. Как оказалось, эта проблема не имеет технического решения. Нельзя создать техническую конструкцию или прибор, который обеспечил бы адекватность этого отношения. Нельзя найти математическую формулу, физический
закон, химическую реакцию, знание которых в отдельности или в совокупности определило бы адекв
...
Читать дальше »
|
Становление информационной Галактики де-факто соединяет информационную культуру с кодами локальных цивилизаций, несущих в себе различные религиозные конфессии.
Идея соединения различных конфессий в единое целое, а вместе с тем и объединение церквей, высказывавшаяся на переломе XIX и ХХ вв., сегодня обретает новый смысл в контексте современного цивилизационного процесса. Традиционные религии так или иначе определяли конечную цель мира. Такое определение позволяло фиксировать действительную значимость событий жизни не с относительных, а с абсолютных позиций, которые уравнивали всех. Это предполагало наличие Универсального Субъекта, который как бы был и в то же время которого никто не видел.
В современной цивилизационной эволюции реально возникает универсальный субъект – носитель универсальной энтелехии.
Историче
...
Читать дальше »
|
Проблему отношения гуманитарного знания и информации, их взаимодействия и влияния на эволюцию цивилизации можно было бы рассматривать как частный случай отношения знания и информации в контексте информации как «свернутого знания». В этом случае проблема состоит лишь в том, чтобы добиваться соответствия информации содержанию знания, фактам и принципу полноты, решать технические проблемы обработки полученной информации, структуры ее размещения в базах данных, обеспечения комфортного доступа к ним со стороны пользователя. Все это составная часть естественного и постоянного процесса развития и совершенствования информационной инфраструктуры современной цивилизации.
...
Читать дальше »
|
Символаты информационной культуры – информационная инфраструктура, видеоряд и метаобразование – это, в своем единстве, новый цивилизационный код. Носителем кода становится информационное сообщество.
Идентичность членов информационного сообщества определяет его дух, обусловливающий его целостность. Эта целостность «парит над национальными, региональными, конфессиональными, этническими и иными особенностями.
Реалии жизни информационного сообщества подталкивают к тому, чтобы рассматривать традиционные формы духовной идентичности как формы ложного самосознания.
Однако как определять ложность или истинность духовной идентичности, выражающей код цивилизации? Груша и яблоко различны – они имеют разную форму и разный вкус. Но разве мы можем сказать, что яблоко – это истинный плод, а груша – ложный?
Цивилизационную истинность
...
Читать дальше »
|
Интеллектуальные лидеры неоднократно оповещали общество, что они знают истину и знают, куда нужно вести дело. И народ с доверием воспринимал эти самоуверенные заявления.
И каждый раз Россия оказывалась в ситуации социально-экономической катастрофы. Если раньше духовные лидеры, когда они шли к власти, говорили о глубинной мудрости народа, то теперь после всех осуществленных глубинных преобразований они все чаще говорят о духовной «болезни» народа.
Реформации в России всегда возникают как следствие бескомпромиссной борьбы со злом. Но поскольку то, что определяется как зло, составляет саму ткань жизни, борьба со злом оборачивается и борьбой с российской жизнью.
В этой борьбе и за
...
Читать дальше »
|
Когда пытаются рассматривать Россию по аналогии со странами Запада, то обычно выделяют некие сходные элементы и на этом основании полагают, что и Россия и Запад подчиняются общим правилам цивилизационной эволюции.
Но сопоставлять нужно не отдельные элементы, а цивилизационное целое Запада и России.
Умение видеть целое является предпосылкой и определения общих целей, формирования целого, управления его эволюцией.
По отношению к обществу целое не следует понимать как нечто данное эмпирически. Так, например, дом – это целое. Вы должны предпринимать действия по его ремонту, отоплению, освещению, водоснабжению и т. д., и в этом случае он будет нормально функционировать как целое, как дом, в котором можно нормально жить.
Аналогичным образ
...
Читать дальше »
|
Культурологический подход отличается от философского тем, что он не выходит за границы феноменальной реальности. И в этом смысле он сохраняет свой научный статус, давая реальные ориентиры личности в ситуации информационного сообщества.
Это – ориентиры на основе картины жизни в субъект-объектном феноменальном мире.
Первый вопрос, на который следует ответить в этой связи, – это вопрос о реальности пространства и времени феноменального мира.
Является ли адекватной методология гуманитарного знания, различающая мир универсума и жизненный мир человека? Ведь кажется очевидным
...
Читать дальше »
|
Локус и Топос
Локус несет в себе историческую информацию, которая делает его для своего обитателя естественным и понятным Домом. Дом – это Среда,близкая для человека; она воспринимается как его собственное продолжение. Она определяет особое, священное отношение к Почве.
Локус – это не пустое, а «заполненное» информацией место. Эта «заполненность» определяет правила поведения индивида в данном локусе. «Переполненность» информацией, диктующей правила жизни в семье, в общине, в стране, может восприниматься и как отсутствие свободы. С этим связано тяготение к «пустым» местам.
Существуют пустые места в буквальном смысле слова. В тайге, в тундре, пустыне отсутствует матери
...
Читать дальше »
|
Картина мира и картина жизни
Видеоряд, проясняя целостность ситуационного бытия, формируя схематизм решения ситуационных проблем, не может, однако, прояснить проблему смысла жизни как целого. Казалось бы, жизнь складывается из суммы ситуаций. Однако жизнь – это и определе ное целое. Что такое целое жизни? Без ответа на этот вопрос не проясняется и ее смысл. Эффективное решение суммы жизненных ситуаций не означает реализацию смысла жизни. Ситуации ведут человека. Между тем человек находит в жизни свое удовлетворение, когда он сам ведет ситуации в соответствии с понятым смыслом своей жизни.
Метаообразование является предпосылкой понимания смысла жизни как целого. Специфика метаообразования отчетливо выявляется в условиях информационного общества в контексте формирующейся информационной ку
...
Читать дальше »
|
Глава 4. Видеоряд
Анализ сущности информационных катастроф наглядно показывает
возросшее влияние нематериальной реальности на материальную
жизнь общества. Это обстоятельство подталкивает к постановке проблемы осмысленного «строительства» информационной нематериальной реальности.
Эту проблему нередко пытаются решать со старых позиций противопоставления духовной свободы и несвободы. В действительности, однако, здесь иная проблема – проблема обеспечения нормального развития информационного общества. Разве мы можем допустить
свободу в организации социальной катастрофы? Если кто-то заявит,
что во имя принципа свободы ему должно быть позволено разрушить
страну и ввергнуть ее население в состояние перманентного бедствия,
то такого человека следовало бы направить как минимум на консультацию к психиатру.
Однако «строит
...
Читать дальше »
|
XX век, если рассматривать его с точки зрения духовного опыта человечества, открыл глаза на чрезмерность претензий рациональной ментальности на достижение полного и абсолютного знания. Представление, согласно которому, исходя из истинных предпосылок, свободных от субъективных нравственных представлений, человек может найти техническое решение любой задачи, опрокинуто исторической иронией.
Вера в безграничные возможности техники и технологий привела к созданию возможностей самоуничтожения человека различными способами: либо путем применения оружия массового уничтожения, либо с помощью экологических «бомб». Вера в эмпирическую истину различий обернулась р
...
Читать дальше »
|
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
Одна из ключевых проблем информационного общества может быть сформулирована в виде вопроса: что делает информация с культурой? Или точнее: чем становится культура, превращаясь в информацию?
Самый общий ответ звучит так: культура становится элементом информационного поля: она выходит из своей этнической, национальной, социальной среды и попадает в универсальную информационную среду.
Компьютерный человек имеет систематический контакт с универсальной информационной средой, и это радикальным образом меняет тип его ментальности – как бессознательные, так и осознанные реакции на события.
В традиционном обществе характер ментальности определяется господствующей религией или идеологией. В информационном обществе религия и идеология превращаются в информацию. Такое превращение влечет за собой драматические для них последствия. Религия и и
...
Читать дальше »
|
|