8. Заключение.
«Расчистка» онтологического горизонта: языки имперской меланхолии и абсолютизма пользователя сети
Утверждение в цивилизационном самосознании философии паутины порождает «расчистку» онтологического горизонта. Это предполагает перевод смысловых ориентиров бытия из поля естественного универсума в поле технологического универсума, создаваемого человеком.
С этим процессом связывается создание комфортности бытия. Проблема однако заключается в том, что в отношении человек – создаваемый универсум «испаряется» универсальная духовная сущность человека как смыслового полушария универсума.
Утрата человеком универсальной духовной сущности вызывает интенсификацию языковых процессов, связанных с разрушением константных смысловых опор жизни.
Происходящие в условиях глобализации языковые взаимодействия оказывают все более глубокое влияние на характер эволюции совре
...
Читать дальше »
|
6. Языковая «экструзия»[1]
Адекватная оценка направлений и целей языковой политики во многом зависит от правильного понимания сущности и цивилизационных функций «третьей реальности». Стало быть осмысленная сущность «третьей реальности» – это ключевая предпосылка «управления» цивилизационной эволюцией и оценки ее стихийных процессов.
Доминирующее состояние публичного языка – это показатель духовного здоровья или духовного заболевания общества. Этот показатель осложняется процессами интенсификации глобализации, изменяющей типы цивилизационных коммуникаций в различных – экономических, политических, культурных и научных – сферах жизни.
Каково интегральное воздействие этих изменений? Его можно определить как языковую экструзию.
Оценка феномена языковой экструзии зависит от понимания цивилизационной сущности «
...
Читать дальше »
|
4. Загадки происхождения языка
Если субстанция слова обусловлена происхождением языка, в котором слово первоначально и обретает свою сущность, то проясняя происхождение языка, можно разорвать порочный круг метафизики и эмпиризма в истолковании слова. На самом деле, движение мысли от спекулятивной метафизики к эмпирическому истолкованию сущности слова, а затем к неизбежному возрождению метафизического мышления может восприниматься как попадание в замкнутый круг похожий на концептуальную мышеловку. Естественно предположить, что для того, чтобы выбраться из него необходимо опереться на научные данные. Это, прежде всего, результаты антропологических и опытных исследований.
Полученные результаты и должны дать однозначный ответ на вопрос: откуда «взялся» человеческий язык, а значит и слово – простая и в то же время загадочная реальность?
Дают ли новейшие научные исследования ответ на этот вопрос?
В 2007 году в ИНИ
...
Читать дальше »
|
2. Теургия слова
Сильвейн Бромбергер (Массачусетский Институт Технологии), отмечая тот факт, что в области лингвистики была проведена лучшими умами великолепная исследовательская работа, вместе с тем признает, что в понимании сущности слова необходим прорыв, который позволит понимание слова включить в число более точных и теоретически регулируемых. И здесь многое предстоит еще сделать. Наиболее интересное его замечание состоит в том, что «философы могли бы быть наиболее полезными в этой работе»[1].
Замечание Бромбергера может показаться странным и даже загадочным, поскольку сам он относится к числу теоретиков, которые склоняются к дальнейшим эмпирическим открытиям, к большей унификации лингвистических дисциплин, к теоретическим инновациям, которые обращены к конкретным фактам, а не абстрактным идеям. Он призывает и философов повернуть свои метафизические бин
...
Читать дальше »
|
Л.В. Скворцов
МЕТАФИЗИКА СЛОВА
В КОНТЕКСТЕ ПЛАНЕТАРНОГО ЯЗЫКА
В условиях интенсификации глобализационных и миграционных процессов возникают острые проблемы культурной и языковой адаптации. Вместе с тем новые импульсы получает дискуссия о сущности и функциях Слова.
Исторически с толкованием сущности слова связывалась истина бытия.
Христианская эра утверждает божественную сущность Слова как начала истинного бытия, в котором заключена жизнь как «свет человеков»[1]. Соответственно рождается представление о реальности универсального нравственного ориентира истинного бытия. Его эмпирическим воплощением становится мир святых. Следуя его примеру, человек преодолевает свою конечную сущность, греховную ограниченность и приобщается к бесконечности.
Слово указывает путь человеку от конечности существования к бескон
...
Читать дальше »
|
|